|
|
N°119, 09 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чужих не бросают
Депортированная из Финляндии Ирина Антонова будет жить в доме престарелых, построенном финнами
На этой неделе едва ли не самая известная российская пенсионерка 82-летняя Ирина Антонова получает прописку в доме-интернате для престарелых в Ленинградской области: из больницы города Выборга, куда ее две недели назад доставила из Финляндии дочь, Ирину Ивановну перевезли в поселок Кикерино Волосовского района Ленинградской области. В Кикерино находится один из самых комфортабельных в Ленинградской области дом для престарелых, построенный, кстати, тоже финнами.
Учредителями этого дома-интерната является финская благотворительная организация «Вилла-Инкери». Существует учреждение главным образом на средства финских благотворителей. Правда, десять из 24 мест оплачиваются из бюджета Ленинградской области -- именно такое место досталось Ирине Антоновой. И не просто место: все обитатели дома-интерната живут в комнатах по двое, а Ирина Ивановна будет жить в отдельной комнате. Кроме того, как минимум месяц возле нее будет дежурить персональная медсестра -- все-таки, Антоновой 82 года, у нее кардиостимулятор, и за последние месяцы она пережила столько приключений, сколько и здоровому человеку пережить непросто.
История с Ириной Антоновой тянется уже больше двух лет, хотя в России она стала известна сравнительно недавно, весной этого года. В конфликт дочери Ирины Антоновой и финских властей вмешивался даже Европейский суд, который потребовал отложить депортацию пенсионерки до улучшения ее здоровья. Всю весну пресса Финляндии и России активно обсуждала историю с «российско-финской бабушкой».
В феврале 2008 года Наталья Кяярик, дочь Ирины Антоновой, постоянно проживающая со своей семьей в Финляндии, привезла мать к себе по туристической визе, предварительно продав ее квартиру в Выборге. Наталья Кяярик полагала, что сможет получить для матери вид на жительство в Финляндии, и начала эту процедуру еще весной 2008 года. Но власти Финляндии ей категорически отказывали. А в конце сентября прошлого года Хельсинкский административный суд отклонил требование родственников Ирины Антоновой разрешить ей остаться в Финляндии. Это судебное решение и сейчас остается в силе.
Фактически Ирина Антонова два года жила в Финляндии нелегально. И ее дочь подняла шум только тогда, когда матери потребовалась серьезная медицинская помощь. А за это лица, не имеющие вида на жительство, обязаны платить. Видимо, семья 82-летней бабушки рассчитывала совсем на другое -- пенсионер, имеющий вид на жительство или гражданство Финляндии, получает там приличную пенсию и бесплатную социально-медицинскую поддержку.
Взаимоотношения между Петербургом, Ленинградской областью и Финляндией в последние годы становятся все более тесными, и подобная ситуация для жителей региона не нова, такой опыт есть уже у многих семей. Обычно россияне, перебравшиеся в Финляндию, перевозят туда и своих престарелых родственников. Чаще всего по туристической визе -- тогда в случае ухудшения здоровья пожилых людей они в местных медицинских учреждениях проходят экспертизу и получают справки, на основании которых старикам продлевают визы на полгода. Но в этом случае родственники из своего кармана платят за содержание и лечение своих престарелых родных.
Нынешний муж Натальи Кяярик работает таксистом, она сама -- в мелкой турфирме, так что вряд ли они планировали взвалить бремя таких расходов исключительно на себя.
Если платить не хочется или есть планы насовсем перевезти стариков в Финляндию, эту процедуру надо начинать издалека и заранее -- сначала в России необходимо оформить опеку над престарелым родственником, потом подать заявление с просьбой предоставить этому родственнику вид на жительство и доказать, что он действительно нуждается в постоянной опеке. В общем это либо немалые деньги (если брать все расходы на себя), либо хлопоты и затраты времени с неоднозначным результатом, что тоже понятно. Ведь Финляндия не обязана брать на себя огромные расходы на содержание людей, которые ни одного дня на эту страну не работали. К тому же по финскому законодательству родители не являются членами семьи своих взрослых и самостоятельных детей, нравится это россиянам или нет.
Кроме того, над Финляндией постоянно висит дамоклов меч так называемых «сомалийских бабушек» -- престарых родственников выходцев из Африки, которым предоставлены вид на жительство или гражданство в Финляндии. Сейчас финны очень опасаются прецедента: если уж пенсионерам из России, которая позиционирует себя на мировой арене как великая и богатая страна, дают пособия и бесплатное лечение в Финляндии, то что говорить о стариках из нищих Сомали, Уганды или Заира? Финские власти не исключают, что в законодательство страны могут быть внесены соответствующие изменения, но на это требуется время, сейчас прецедент нежелателен.
...Ирина Антонова приехала в Кикерино днем, ее сразу же осмотрел врач, бабушку накормили, и она согласилась пообщаться с ожидавшими ее журналистами. Дочь и ее муж вывезли бабушку в инвалидном кресле во двор. Ирина Ивановна рассказала, что очень долго ехала в машине, что чувствует себя нормально и что предпочла бы жить в таком доме, а не в семье -- «там же все работают», пояснила она журналистам.
Наталья Кяярик пообещала, что будет навещать свою мать раз в месяц, но тут же оговорилась -- дорога дальняя, вся семья работает, в общем, может, раз в месяц и не получится. Но вида на жительство для матери она все равно намерена добиваться. «Все так делают, как мы, -- сказала Наталья Кяярик. -- Все привозят родителей по туристическим визам, а потом им дают вид на жительство. Я совершенно не понимаю, почему к нам так относятся?»
Сейчас ситуация с Ириной Антоновой подогревается и финскими правозащитниками, в частности Иоханом Бекманом. Благодаря ему и некоторым СМИ ситуацию с «российско-финской» бабушкой Ириной Антоновой обсуждали даже президенты России и Финляндии. Но если бы в России существовала нормальная, отвечающая современным европейским стандартам система социальной защиты стариков, таких конфликтов не было бы.
Наталья ШКУРЕНОК, Кикерино, Ленинградская область