|
|
N°119, 09 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Девочка сверху
В Доме музыки выступили Стенли Кларк и японская пианистка Хироми Уехара
Чем хороши концерты джазовых звезд? Помимо прочего, тем, что начинаются они в основном без фокусов -- без разогревов и томительного ожидания с нагнетаемой бегающими по сцене накачанными «роуди» обстановкой. В общем, без всяких попсовых штучек. Хотя могли бы: это же Стенли Кларк, которого в нашей стране не маленький сегмент меломанов полюбил в далекие 70-е, когда музыкант играл еще в группе Return to Forever...
В семь с копейками на сцену выбежали спортивного сложения музыканты, чья расовая пестрота сопоставима с командами чемпионата мира по футболу: японская девушка Хироми Уехара (рояль), израильтянин украинского происхождения Руслан Сирота (клавишные), афроамериканец Роналд Брунер-младший (барабаны). Их бригадир Стенли Кларк (бас-гитара, контрабас) подошел к микрофону и спросил публику: How you're doin'? -- как будто последний раз мы на прошлой неделе виделись. Виделись мы -- публика и Кларк -- не на прошлой неделе, а много месяцев назад. Вообще же Кларк с разными составами побывал в российской столице уже раза три, и я не помню, чтобы хоть однажды не было ажиотажа. В этот раз Кларк и его команда собрали процентов восемьдесят Светлановского зала Дома музыки. Прошу заметить -- в разгар лета.
Поскольку имя Хироми Уехары в афише вынесли отдельно, надо что-то сказать о ней. У меня она ассоциируется с дуэтным альбомом с Чиком Кориа. Альбом назывался Duets, представлял собой двойной CD с концертными исполнениями пьес Кориа, Хироми, Жобима и the Beatles. В 2009 году Кларк и Хироми записали альбом, на котором в числе прочего привычной эклектики a la Кларк была причудливая смесь традиционной японской музыки и Under the Bridge, остроумная аранжировка хита группы Red Hot Chili Peppers: знаменитый гитарный перебор Джона Фрушанте Хироми исполняет на рояле тему, которую в оригинале поет Энтони Кидис, Кларк проводит на контрабасе. По записям понятно, какая Хироми сверхэнергичная, скоростная и остроумная, но на концерте все это выявилось в двойном размере. Авансы Чика и Стенли Хироми «отбила», поразив публику больше, наверное, чем другие музыканты. Артистичная японка временами затмевала и самого Кларка.
А как Кларк молниеносно играет слэпом на своем Alembic Bass или аккордами на контрабасе -- это мы знаем. Но хоть фокус знакомый, свежести не теряет. Присутствовавшие на концерте контрабасисты нервно грызли ногти.
Но вообще публику очаровали все музыканты -- у каждого были сольные куски. Может быть, слишком объемные. Все-таки хотелось больше послушать группу: она создает совершенно замечательный саунд, в котором есть что-то от джаз-рока 70-х (что естественно), от современного «умного» пост-бопа и даже клубные ритмы 90-х (имею в виду ломаные рисунки барабанов). Ну и композиции под стать: смесь чего-то смутно японского, рок-н-ролльного, джазового мейнстрима и даже эмбиента. Из совместных опусов Кларка и Хироми взяли пьесу Take the Coltrane и 3 Wrong Notes. На бис сыграли понятный старый хит Кларка School Days.
Два часа проходят как одна минута. Не в последнюю очередь потому, что выступает группа-конструктор: может играть как акустическое фортепианное трио с контрабасом, а может электрическим составом, с клавишами и бас-гитарой. Редкое сочетание, между прочим. Но на то он и Кларк, чтоб редкости демонстрировать.
Александр БЕЛЯЕВ