5 июля первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков провел очередное совещание, посвященное проблемам Калининградской области. Речь шла, в частности, о вопросах функционирования, регулирования и администрирования региональной таможни (ее калининградский губернатор Георгий Боос хочет "замкнуть" на Москву, а не на Санкт-Петербург), а также о механизме субсидирования авиаперевозок
(см. "Время новостей" от 16 июня). Сам г-н Боос в преддверии завершения первого губернаторского срока активизирует прямые контакты с населением через телевидение -- на днях он провел многочасовой телемост с населением. А следующий обещает провести через три месяца, то есть фактически прямо дает понять, что рассчитывает сохранить свой пост.
Срок полномочий Георгия Бооса истекает в сентябре 2010 года. Вполне естественно, что именно через призму интриги вокруг переназначения г-на Бооса на второй срок оценивался и трехчасовой телемост, который глава области устроил на днях. Этот телемост уже второй для калининградского губернатора. Первый он провел 20 марта, в критический для региональных властей день, на который был назначен очередной протестный митинг. Предыдущие акции протеста оказались настолько массовыми (в конце января на Центральную площадь Калининграда вышли, по оценке УВД, 10 тыс. человек), что в Москве забеспокоились: адекватно ли местное руководство, контролирует ли оно положение дел в области? Так и появилась идея телемоста как способа забрать людей с улиц, переключить их внимание на голубой экран. Попутно областным властям удалось практически полностью размыть так называемую оппозиционную коалицию. Ее представителей, можно сказать, задушили в объятиях, приглашая на различные совместные комиссии, рабочие группы, консультативные советы, заседания и «круглые столы».
Одним из главных виноватых в непростой калининградской ситуации, пиком которой стали недавние акции протеста, назвали таможню. В этом ведомстве с такой оценкой своей деятельности не согласны. Зато многочисленные оппозиционеры получили трибуну для выступлений и теперь воспринимаются как радетели г-на Бооса, демонстрирующие заботу о его настоящем и будущем. Некоторые объясняют это так: «С этим губернатором у нас контакт налажен, а если придет новый, разве станет он с нами общаться?»
Новый или старый губернатор должен быть назначен в сентябре. Этот вопрос пока подвешен, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, посетивший регион в июне, отказался обсуждать щекотливую тему. Чем ближе осень, тем напряженнее ситуация в области. Облпрокуратура на днях, например, заявила, что в отношении помощника губернатора возбуждено уголовное дело -- он подозревается в предоставлении подложного диплома о высшем образовании. Сам помощник заявляет, что это ошибка, которая, разумеется, будет устранена.
В ходе телемоста об этом, правда, речь не шла. Он вообще вызвал меньший ажиотаж, чем предыдущий (да и уровень эмоциональности оказался заметно ниже -- в частности, из-за того, что известный столичный теле- и радиожурналист Владимир Соловьев, который вел первый телемост, в этот раз в Калининград не приехал). Однако перечень тем для обсуждения в принципе оказался таким же -- говорили не о демократизации власти, а в основном о «хлебе насущном». Губернатора, в частности, спрашивали о проблемах с канализацией и горячей водой, жаловались на грубость чиновников, низкие зарплаты медсестер и поборы в школах, предлагали открыть завод по производству топинамбура (топинамбур -- многолетнее травянистое растение, на его подземных побегах образуется много съедобных клубней цилиндрической, грушевидной или округлой формы с приятным сладковатым вкусом), интересовались ценой на газ и авиабилеты, рассуждали о судьбе региональной авиакомпании. Из числа программных тем -- просьба побороть коррупцию. «Наличие небольшого количества системных вопросов означает, что все действия, которые мы выполняем, правильные», -- заметил один калининградский чиновник.