|
|
N°117, 07 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Porsche поставили на место
Теперь это будет десятая марка в гараже Volkswagen
Руководство концерна Volkswagen сделало очередной шаг по укреплению своей власти в компании по производству эксклюзивных спортивных автомобилей марки Porsche. Вчера в штаб-квартире VW в Вольфсбурге было названо имя нового главы правления Porsche. Им стал Маттиас Мюллер, курировавший в руководстве холдинга Volkswagen вопросы стратегии и планирования продуктов. К непосредственному исполнению своей новой должности он приступит с 1 октября. Исполнявший до сих пор обязанности главы правления Porsche Михаэль Махт перешел в правление VW, где в его компетенцию будут входить вопросы организации производства.
С декабря 2009 года VW принадлежит 49,9% акций Porsche, доставшиеся «народному автомобилю» в результате драматической борьбы за власть с семьей Порше, длившейся в течение последних лет.
С назначением Маттиаса Мюллера на пост шефа Porsche глава правления Volkswagen Мартин Винтеркорн окончательно дал понять, кто является в доме боссом: назначенец считается его близким доверенным лицом. Г-н Мюллер хорошо владеет тонкостями процессов планирования производства в VW и Audi. Это, считают в вольфсбургской штаб-квартире VW, пойдет лишь на пользу дела еще более глубокой интеграции Porsche. А в условиях глобального кризиса, когда покупатели автомобилей все пристальнее смотрят на цену, Мартин Винтеркорн все больше настаивает на воплощении своей идеи производства «небольшого Porsche» на базе имеющейся техники Volkswagen. В связи с этим шефу VW видится «возможно, новый маленький внедорожник». Вместе с тем в Штуттгарте подобный авангардизм в создании новых моделей, помноженный на нежелание инвестировать в традиционные ценности Porsche, вызывает справедливые опасения, что эта дорогая марка может утратить свою эксклюзивность.
С уходом Михаэля Махта с поста главы правления Porsche окончательно оборвутся нити преемственности в руководстве компании. Бразды правления г-н Махт принял всего год назад от легендарного шефа Porsche Венделина Видекинга. Он правил, как здесь говорят, методом «тихой руки», чем и обеспечил плавный переток полноты власти из Штуттгарта в Вольфсбург. Бесспорным достижением г-на Махта за время его пребывания в кресле главы правления Porsche считается успешный выход на рынки лимузина класса люкс Porsche Panamera.
Назначение варяга из Вольфсбурга было принято в руководстве Porsche с вежливым вниманием. «Благодаря Маттиасу Мюллеру мы приобретаем опытного эксперта в области продуктов, обладающего чрезвычайной компетенцией в вопросах сведения марок в интегрированном и глобально ведущем автоконцерне», -- заявил вчера глава наблюдательного совета Вольфганг Порше. А наделенный на Porsche значительными полномочиями шеф совета предприятия Уве Хюкк выступил с прозрачным намеком, воспринятым в Штуттгарте как наказ: «Из многочисленных бесед с Маттиасом Мюллером мне известно, что он и в будущем будет блюсти самостоятельность Porsche». Но с 2011 года Porsche будет официально числиться «десятой маркой» в концерне Volkswagen.
В 2009 году концерн продал своим клиентам 6,336 млн автомобилей. Этот показатель соответствует доле на мировом рынке легковых автомобилей в 11,3%. В Западной Европе, крупнейшем в мире рынке легковых автомобилей, свыше 20% всех проданных новых автомобилей выходят из предприятий концерна Volkswagen. Сегодня ему принадлежат девять марок, производимых в семи европейских странах: Volkswagen, Audi, SEAT, Bugatti, Skoda, Volkswagen-Nutzfahrzeuge (грузовые и специальные автомобили), Bentley, Lamborghini и Scania.
Porsche на протяжении последних лет наращивал свою долю в VW. Еще в январе 2009 года Porsche собрал 51% акций VW и даже сообщал о планах увеличения пакета до 75%. Реализовать эту идею не позволил глобальный кризис. Потратив на скупку акций VW порядка 23 млрд долл., Porsche заработал головную боль в виде долга в размере 9 млрд долл. Увеличение доли вообще стало несбыточной мечтой. Луч надежды промелькнул в мае прошлого года. Тогда стало известно, что представители семей Порше и Пьех (семьи являются потомками основателя VW Фердинанда Порше, глава VW Фердинанд Пьех одновременно крупнейший акционер Porsche) договорились провести слияние двух компаний и создать на их базе интегрированную группу, выпускающую автомобили под десятью различными торговыми марками.
Юрий ШПАКОВ, Берлин