«Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»,
о которой писала газета "Время новостей", вступила в силу с начала 2010 года. На нее как на главный идеологический документ опирается очередная глобальная государственная программа борьбы с алкоголизмом. Старт и перспективы новой антиалкогольной кампании обсудили эксперты на "круглом столе" в Москве.
Завизированная президентом России антиалкогольная концепция состоит из трех основных частей.
Во-первых, это большой пакет проектов правительственных решений, постановлений, законов, направленных на введение жесткого государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Речь о госмонополии на производство и оборот пока не идет.
Второй пакет, думский, состоит примерно из двадцати законопроектов. Они направлены на ужесточение борьбы с контрафактом, продажей спиртного несовершеннолетним, связаны с упорядочением мест и времени продажи горячительных напитков. Часть этих проектов уже прошла первое чтение в Госдуме, часть находится в правительстве на согласовании. Ограничительные меры планируется ввести на федеральном уровне, чтобы не было разноголосицы по регионам.
Третий пакет, наиболее сложный с финансовой точки зрения, направлен на оздоровление нации, снижение алкоголизации населения. Президент Дмитрий Медведев уже называл цифры, необходимые на социальную рекламу, 500 млн руб. Законодатели полагают, что потребуется 10 млрд. Социальная реклама, например, в Скандинавии очень дорогая, она составляет 25% рекламного времени всех продовольственных продуктов. Деньги, как планируется, дадут производители алкоголя. В пересчете на единицу продукции этот обязательный платеж будет рубль на бутылку (если, конечно, этот рубль не войдет в стоимость бутылки). Часть социальной рекламы телевизионные каналы должны будут давать бесплатно. Соответствующий законопроект уже полтора года ходит в Думе.
Существенная черта новой антиалкогольной кампании -- отсутствие нацеленности государства на сухой закон. Все сухие законы в мире уводили производителей спиртного в теневое поле, убежден член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, председатель подкомитета госрегулирования рынка подакцизных товаров Виктор Звагельский. Как следствие, это приводило к росту алкоголизации населения.
И сегодняшняя российская программа не задается целью убедить население, что алкоголь -- это яд, что пить нельзя вообще. Речь идет о внятной политике контроля за производством, продажей алкоголя, об ужесточении наказания за нелегальное производство и торговлю спиртным.
Попытки сделать это стали заметны лишь в последние год-полтора. До этого, по мнению депутата Звагельского, проблемой занимались ведомства, не имеющие к производству и продаже алкоголя никакого отношения. Последние десять лет -- Федеральная налоговая служба. Но вот наконец появилось профильное ведомство -- «Росалкогольрегулирование». О результатах его работы говорить еще рано, однако новое ведомство хотя бы имеет программу и выполняет ее.
До начала нынешнего витка антиалкогольной политики государства, примерно 2,5 года назад, более половины алкоголя в обороте было нелегальным. Другими словами, каждая вторая бутылка водки была поддельной. Это не значит, что отравленной, но не подакцизной точно. Были производители, которые работали (и работают) вообще без лицензий. Объемы нелегальной водки в некоторых регионах достигали 60%.
Сегодня и «Росалкогольрегулирование», и инициаторы антиалкогольных законопроектов сталкиваются с открытым и скрытым противодействием различных структур, отраслевых лоббистов, производителей спиртных напитков и даже профильных министерств. В качестве примера г-н Звагельский называет последнюю инициативу Минфина о повышении акцизов на водочную продукцию. Против категорически выступают и производители спиртного, поскольку опять возможен уход части рынка в тень. Место легального производителя займет изготовитель «паленой» водки, и ситуация выйдет из-под контроля. В свою очередь Минфин считает повышение акцизов необходимой мерой для балансировки бюджета.
К пакетам законопроектов некоторые эксперты отнеслись со скепсисом. Руководитель отдела информатики системных исследований Московского института психиатрии, доктор медицинских наук Александр Немцов опасается, что законы в окончательной редакции выйдут «пощипанными», сильно отличаясь от первоначального варианта. Осуществлению законодательных противоалкогольных мер, убежден ученый, помешает коррупция -- в отдельно взятой отрасли ее победить нельзя.
"В концепции, безусловно, есть дельные мысли и меры по ограничению продажи алкогольной продукции по месту и времени. Но благих намерений в этой сфере было очень много за последние четверть века, а изменений, увы, нет", -- говорит г-н Немцов. Да, начиная с 2003 года, признает он, было снижение как алкогольной, так и общей смертности. Эти две кривые всегда синхронны и периодически колеблются. Цикличность такова, уверен эксперт, что в следующем году страна вновь получит рост алкогольной смертности.
В концепции среднегодовое потребление спиртного на душу населения в России оценивается в 18 литров чистого алкоголя. Методы расчета до некоторого времени были даже засекречены. Они, по мнению г-на Немцова, безграмотны. И потребление сегодня не выше 11--12 литров. "Может быть, это сделано для того, чтобы радостно рапортовать о снижении употребления спиртного на 15% уже в 2011 году?"-- задает риторический вопрос эксперт.
Депутат Звагельский с этим не согласен. Потребление действительно составляет 11 литров, однако реальное потребление -- все же 18 литров, полагает он, потому что не учитывается пиво, которое до сегодняшнего дня в России не считается алкогольным напитком. И одна из целей антиалкогольной кампании -- включить пиво в разряд алкогольной продукции.
Заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров заявил, что производители алкоголя также приветствуют появление государственного регулятора на алкогольном рынке. С начала работы «Росалкогольрегулирования» закрыто около 70 предприятий, которые выпускали нелегальную продукцию. Более того, огромное количество оптовиков сегодня отказываются брать продукцию у неизвестных производителей, опасаясь наказания за сбыт «паленой» водки. То есть рынок отказывается от нелегальной продукции и сам себя регулирует. Уровень нелегальной продукции снизился в разы -- такого не было в России ни у одного госрегулятора. По итогам первого квартала этого года объем нелегальной водки сократился на 30%, по итогам января--мая -- на 32%.
Приветствуют производители и другие шаги госрегулятора. В частности, введение минимальной цены на алкоголь, о чем говорили бесплодно последние пять лет. Введение минимальной цены помогло в большей степени легализовать рынок -- сегодня пол-литра водки дешевле 89 руб. нет, хотя совсем недавно можно было встретить бутылку водки за 40--50 рублей.
При этом цена водки неизбежно подрастет. По действующей редакции Налогового кодекса, в следующем году ставка акциза заложена 231 руб. Минимальная цена на бутылку водки при таком акцизе окажется чуть выше 100 руб. При уровне годовой инфляции 6% повышение цены на водку, по прогнозам, может составить около 10%. Это отвечает задачам, поставленным президентом в недавнем бюджетном послании. Глава государства отметил, что акцизы на алкогольную и табачную продукцию должны повышаться темпами, опережающими инфляцию.
Специалисты признают: минимальная цена за пол-литра в 89 руб. -- на грани цен легального и нелегального рынка. Но и поднимать цену до 150--160 руб. безрассудно. Это значит толкать производителей работать без лицензии, что и делают в некоторых южных республиках России. Кстати, со времени знаменитой антиалкогольной кампании Михаила Горбачева водка в сопоставимых ценах подешевела в пять раз. Хотя некорректно сравнивать, сколько можно было купить водки на зарплату в СССР и сколько теперь -- нужно смотреть на всю структуру затрат.
Правда, специалисты, и не только в России, утверждают, что цена на алкогольную продукцию никак не влияет на алкоголизацию страны. Многое зависит от ментальности населения. В Швеции, например, ввели ограничение времени продажи спиртного, и потребление снизилось почти на 40%. Но не факт, что Россия отреагирует так же.
Продолжаются споры и по поводу так называемого культурного потребления алкоголя. PR-директор «Росспиртпрома» Александр Коровка уверен: при наличии теневого рынка с его самогоном и суррогатами сложно говорить о культуре потребления. Но как можно понять из пакетов законопроектов, главная цель новой программы не культурное потребление и не сухой закон. Главное -- вернуть алкоголь в русло легальной продукции и этим снизить пресловутую алкоголизацию. Возможно, тогда мы придем и к культуре потребления.