|
|
N°116, 06 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сезон надежды нашей?
Начало. Оно было не слишком оригинальным. Опять фейерверк развлекательных проектов: «Достояние республики», «Минута славы», «Ледниковый период», «Большие гонки», «Танцы со звездами», «Ты и я»... Новость была в обилии историко-политических экскурсов с пропагандистским акцентом. И обилие, и акцент в какой-то степени оказались спровоцированными: накатили один за другим юбилеи -- 70-летие пакта Риббентропа -- Молотова и начала второй мировой войны. Из массива фильмов и передач выделился не качеством, а своей антисемитской определенностью документальный фильм «Коктейль Молотова», по логике которого следовало, что в провальном начале войны виноваты Троцкий и «сионистские круги» США. В какой-то степени эта фальсификация истории была затем уравновешена фильмом «Хрустальная ночь. Еврейский погром».
Кроме того, российский эфир осенью заметно политизировался в связи с двумя заметными скандалами -- проступившая в вестибюле станции метро «Курская» надпись «Нас вырастил Сталин» и битва за шашлычную «Антисоветская». ТВ откликнулось почти на всех каналах рядом шумных ток-шоу. Но то было только предвестие последовавшей серии программ, объединенных одной темой -- «Оборона столицы и страны от Сталина». Эта разборка, а также возмущения по поводу «Речника» и Кадашей получились особенно занимательными, поскольку им сопутствовала настоящая информационная война между федеральными телеканалами «Россия 1» и ТВ-Центр.
В общем и целом надо признать, что усилия ТВ на этом поприще оказались небезуспешными -- сталинисты посторонились, отошли в тень.
Из других заметных сюжетов я бы назвал повесть (и не было повести печальнее на свете) о любви и ненависти равно уважаемых семейств -- Байсаровых и Пугачевых. Едва ли не все каналы в борьбе за рейтинги прикоснулись к этой животрепещущей теме.
Удачи. Оба цикла передач Анатолия Смелянского на «Культуре» -- «Михаил Чехов. Чувство целого» и «В таком климате мы живем». Сериал Эдварда Радзинского «Снимается кино». Видеоэссе Петра Шепотинника «Лирика» (об Андрее Вознесенском). Художественные сериалы «Исаев» и «Глухарь». Работы Леонида Парфенова «Хребет России» и «Зворыкин-Муромец». Интересный опыт НТВ -- цикл передач «НТВшники».
Важная удача -- то, как показывается чемпионат мира по футболу на «России 1» и «России 2». Жаль, что спортивные плюсовые каналы НТВ были лишены возможности конкурировать с первыми двумя федеральными каналами по этой части, а мы, зрители, -- возможности выбора между хорошим и лучшим.
Неудачи. Возобновленный «Розыгрыш». Раскрашенное старое кино -- совершенно бессмысленное занятие. «Большая разница», которая в этом сезоне стала ничтожной. Неталантливые «Девчата». Очередной опыт Александра Невзорова по части прекрасного отношения к лошадям -- «Домашнее лошадиное чтение». Очередная (сбился со счета) спекуляция на Вольфе Мессинге -- художественный сериал «Вольф Мессинг». Беллетристическое паразитирование на истории -- «Осведомленный источник в Москве» (о советском журналисте Викторе Луи), «Тухачевский. Заговор маршала».
«Обвиняемый. Дело майора Барсукова» -- история, рифмующаяся с реальным делом майора Евсюкова. Не сразу понимаешь, чего тут больше -- просто ли рейтинговой корысти канала или это завуалированная попытка давления на суд с идеей пересмотра приговора?
Событие. Не по рейтингу, а по общественному резонансу событием номер один стала «Школа». Еще одно откровение -- ток-шоу «Справедливость» на РЕН. Героем сезона, на мой вкус, следует считать ведущего этой программы Андрея Макарова. Рядом с ним Максим Шевченко, Александр Гордон, Андрей Малахов должны были бы испытывать комплекс профессиональной неполноценности, впасть в депрессию.
Отдельное событие -- показ «Катыни» сначала на «Культуре», до трагедии под Смоленском, а затем на «России 1», после трагедии.
Наконец, обновленная сетка вечернего прайма «Пятого канала». Идея заполнить будний вечер разговорными шоу в пику криминально-мелодраматическим сериалам на других каналах мне кажется перспективной.
Проблема, однако, в том, что ежедневный режим бытования каждой из программ представляется чрезмерно жестким. Понятно, что ТВ -- конвейер, но он должен быть щадящим в отношении тех, кто на нем трудится.
Канал «Культура» тоже не чужд идеи модернизации. Просто, насколько я понимаю, он в отличие от «Пятого» идет к цели не революционным, а эволюционным путем. Это вариант, об успешности которого можно будет судить уже в следующем сезоне.
Если взглянуть на минувший сезон с высоты птичьего полета, то нельзя не заметить, что эфир медленно, пусть и неверно перезагружается. О приметах и симптомах этого процесса здесь уже было сказано. Впрочем, есть и обратные примеры.
На НТВ по ночам начался повторный показ отменно длинного сериала «Сталин. Live». Видимо, проигравшие сражение за генералиссимуса в дни празднования Победы не считают, что они проиграли войну и продолжат борьбу за рейтингового Сталина «в ночном подполье».
Другой пример -- Ксения Собчак, что лезет к нам в квартиры из всех щелей эфира, отчего может возникнуть подозрение: «Что если это не ТВ перезагружается, а всего лишь гламур переформатируется?»
...Стало быть, новый сезон будем ждать с надеждой. И, увы, не без тревоги.
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»