|
|
N°115, 05 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Я отношусь к религии иначе»
О чем попросил перед смертью мусульманский лидер
Завтра в Бейруте при большом стечении народа состоятся похороны известного религиозного и политического деятеля, лидера местных мусульман-шиитов шейха Мухаммада Фадляллы (на снимке). Он будет похоронен при мечети на юге столице, как раз там, где обычно не раз выступал с пятничными проповедями. 74-летний шейх и раньше не отличался хорошим здоровьем, а в последнее время подолгу лежал в больнице. По рассказам докторов, на вопрос медицинской сестры о том, в чем он нуждается и как облегчить его страдания, религиозный авторитет незадолго до смерти ответил: «Главное, чтобы как можно скорее прекратило свое существование это сионистское образование».
Он имел в виду соседний Израиль, с которым не раз воевали ливанцы и другие арабы. Мухаммад Фадлялла был одним из идеологов ливанского сопротивления израильской оккупации. Некоторые политологи считают его создателем ливанской группировки «Хизбалла», которую Израиль и США считают террористической. А вот Россия с такой оценкой деятельности этого популярного движения не согласна, хотя тесных контактов с ним сегодня не поддерживает. «Я не был организатором группировки «Хизбалла», но многие мусульмане воспитываются на моих идеалах почти полвека», -- так говорил автору этих строк сам Мухаммад Фадлялла во время интервью в Бейруте.
Он родился в 1935 году в иракском городе Эн-Наджаф. Там в одном из шиитских учебных заведений получил добротное религиозное образование. В Ливан приехал в середине 1960-х годов. Во время встречи с ним обозреватель «Времени новостей» обратила внимание на особую шишку на его лбу. Она называется «забиба». Это мозоль от регулярных усердных молений, когда коленопреклоненный верующий многократно касается лбом земли или специального (у мусульман-шиитов) камешка на молельном коврике.
«Я отношусь к религии иначе, чем принято у вас, где ее роль ограничивается обрядами или в лучшем случае духовными устремлениями личности. Я понимаю религию как основу жизни, регулирующую все, включая быт, экономику. А под религией я понимаю ислам», -- так объяснял мне свою жизненную позицию Мухаммад Фадлялла. Признанный знаток Корана и норм мусульманского права, он много занимался благотворительностью и распространением ислама.
Однако израильские и американские спецслужбы подозревали его в политической деятельности, в том числе в финансировании боевиков. На жизнь Фадляллы не раз покушались, причем однажды в середине 1980-х заминированный автомобиль взорвался возле его особняка на юге Бейрута, унеся жизни около 80 человек. Шейх не пострадал, но после этого немного отошел от активных дел. В последние годы за ним особой охоты не было.
Советские спецслужбы также принимали во внимание авторитет этого человека среди различных группировок в Ливане. Полковник КГБ Юрий Перфильев в своих мемуарах вспоминал, что беседа с шейхом и переданные через него «кому надо» угрозы помогли освободить сотрудников посольства Советского Союза в Бейруте. Четверо советских людей были захвачены в заложники неизвестными лицами осенью 1985 года в разгар гражданской войны в Ливане. Один из них был ранен при захвате и позже убит, а трое после месяца плена были освобождены.
Считалось также, что Мухаммад Фадлялла поддерживает тесные связи с иранскими политиками и духовенством. Но в интервью «ВН» он подчеркивал: «Ливанские мусульмане независимы. Мы не игрушка в чьих-то руках». Лидер группировки «Хизбалла» шейх Хасан Насралла вчера заявил, что он и его единоверцы потеряли «отца и мудрого учителя».
Елена СУПОНИНА