|
|
N°115, 05 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Туркменские власти чтят заветы Туркменбаши
Российских граждан не выпускают в Москву
Спустя семь лет после того, как ныне покойный Сапармурат Туркменбаши Великий разорвал в одностороннем порядке российско-туркменское соглашение о двойном гражданстве, его преемник, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов распорядился начать новую кампанию по преследованию обладателей двойного гражданства. Как сообщила Туркменская Хельсинкская инициатива, 1 июля во время прохождения паспортного контроля в аэропорту Ашхабада на самолет, вылетавший утренним рейсом в Москву, не были допущены 12 пассажиров. Все они, являясь гражданами Туркмении, получили также в свое время и российское гражданство. Им сообщили, что для выезда из Туркмении им придется отказаться от одного из двух гражданств.
Если они откажутся от российского паспорта, им придется получать туркменский паспорт нового образца и российскую визу. Если же они отказываются от туркменского гражданства, то вернуться назад, разумеется, они уже не смогут, если не получат туркменскую визу в свой российский паспорт. А это в нынешних реалиях станет для них практически недоступно. По данным «Времени новостей», с начала июля с московских рейсов было снято в общей сложности уже около 40 человек, обладателей российско-туркменского гражданства.
Таким беспрецедентным в мировой практике образом туркменские власти реализуют положение своей конституции, в которой сказано, что Туркмения не признает двойного гражданства. Эта норма была введена специальной поправкой в конституцию по распоряжению Туркменбаши в начале 2003 года после попытки так называемого покушения на него в ноябре 2002 года, поскольку среди обвиняемых по этому делу было несколько граждан, имевших в том числе и российское гражданство.
Затем, после загадочно скоропостижной смерти в декабре 2006 года «алмазного венца туркменского народа», как именовали Сапармурата Ниязова, и после прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова, в Туркмении в 2008 году была принята новая конституция, в которой двойное гражданство также не признавалось. Покончить с этим институтом Ниязов попытался уже в апреле 2003 года, вернувшись из Москвы, где он подписал с бывшим тогда президентом России Владимиром Путиным соглашение о стратегическом газовом партнерстве на 25 лет и протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве, подписанного в декабре 1993 года. Эта сделка получила название «газ--люди». Не дожидаясь ратификации протокола российской Думой, Туркменбаши ввел в действие 22 апреля 2003 года протокол в одностороннем порядке и дал всем обладателям двойного гражданства двухмесячный срок для выбора одного из них. Среди русскоязычных в Туркмении началась паника.
В результате между Москвой и Ашхабадом разразился грандиозный скандал. Россия не признала законными действия туркменского руководства и продолжала считать двустороннее соглашение от 1993 года действующим. Была создана двусторонняя совместная комиссия для рассмотрения этого вопроса. Туркменбаши вынужден был заявить, что права российских граждан в Туркмении ущемляться не будут. Было очевидно, что отказываться от намерения выдавить обладателей российского гражданства в Ашхабаде не собираются, просто с ходу задачу решить не удалось, и была взята пауза. Семь лет спустя пауза закончилась. Тем не менее законными действия Ашхабада от этого не стали. Туркменская Хельсинкская инициатива сообщает, что некоторые из тех, кто не смог вылететь в Москву, обратились в посольство России в Ашхабаде, а заместитель российского консула там готовит ноту для передачи в МИД Туркмении.
Аркадий ДУБНОВ