Время новостей
     N°114, 02 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2010
Нефтяной обход
Турция требует сократить углеводородный трафик в Босфоре и Дарданеллах
Волна борьбы за углеводородную безопасность, поднявшаяся после катастрофы в Мексиканском заливе в конце апреля, докатилась и до Мраморного моря. Вчера в Стамбуле состоялось совещание, в ходе которого турецкие официальные лица и представители крупнейших нефтяных компаний (в том числе Chevron, Exxon, BP, Glencore, а также российских «Роснефти», ТНК-BP, нефтетранспортной «Транснефти» и трейдера Gunvor) обсуждали проблему загруженности Босфора и Дарданелл. Западные корпорации предлагали облегчить ситуацию с проливами за счет глобальной модернизации самой транспортной артерии, отечественные же нефтяники продолжали настаивать на строительстве обходного нефтепровода Бургас--Александруполис. Российскую сторону уже поддержала Греция, правительство которой вчера одобрило законопроект о строительстве нового трубопровода.

Авария на платформе ВР Deepwater Horizon заставила Анкару активизировать дискуссию по проблеме сырьевых перевозок в принадлежащих ей проливах. «Катастрофа в Мексиканском заливе поменяла правила игры. У нас есть право принять защитные меры. Мы хотим рассмотреть варианты обхода. Они должны избегать проливов», -- заявил вчера представитель министерства иностранных дел Турции Митхат Ренде. Напомним, что ранее Анкара уже настаивала на том, чтобы нефтеналивные суда выбирали альтернативные пути. Однако трафик не ослабел, за прошлый год через проливную зону было перевезено 154 млн тонн нефти. Более того, эксперты отмечают, что с началом активного освоения месторождений на Каспии и в Черном море интенсивность транзита только усилится. В свою очередь министр экологии Турции Вейсел Эроглу отметил, что за последние 15 лет в территориальные воды страны попало 115 тыс. тонн нефти. По словам чиновника, это стало следствием того, что 80% танкеров, чей маршрут пролегает через проливы, являются устаревшими.

Турецкие власти уже предложили создать международный фонд по защите Босфора и Дарданелл общим объемом более 30 млрд долл. Однако для решения проблемы этого вряд ли будет достаточно. На сегодняшний день обсуждаются три основных варианта разгрузки проливов. Так, например, некоторые западные компании предложили углубить дно и выпрямить фарватер акватории. Другой путь -- строительство нефтепровода Самсун--Джейхан (проект стартовал в апреле этого года), трасса которого будет протянута через всю Турцию (555 км) с севера на юг и позволит обеспечить поставки из Черного моря в Средиземное по суше. Пропускная способность магистрали составит 1,5 млн баррелей в сутки. Кроме итальянской Eni и местной Calik в реализации проекта также могут принять участие и российские компании «Роснефть» и «Транснефть». Впрочем, у последних есть планы прокладки собственного альтернативного маршрута. Речь идет о нефтепроводе Бургас--Александруполис, который должен пройти по территории Греции и Болгарии (285 км) также в обход проливов. Его пропускная способность составляет 35 млн тонн в год, а стоимость строительства оценивается примерно в 1 млрд долл. В «Транснефти» считают, что транспортировка нефти по нему будет дешевле, чем через ветку Самсун--Джейхан. Стоит оговориться, что прогнозная стоимость прокачки последнего пока не определена, но в российской нефтетранспортной монополии уже поспешили заметить, что цена поставок по турецкому трубопроводу будет почти вдвое (12 долл. за тонну против 7 долл.) выше, чем по российскому, и втрое выше, чем по старому маршруту через проливы.

Выгоды отечественного проекта уже по достоинству оценили в Греции, где правительство вчера одобрило законопроект, который предусматривает выделение и отчуждение земель под строительство Бургас--Александруполис и компенсацию за них. «Правительство Греции остается приверженным перспективе реализации проекта Бургас--Александруполис -- проекта, имеющего общенациональное значение и полезного для общества, и продолжает усилия по обеспечению этого строительства», -- говорится в заявлении министерства окружающей среды, энергетики и климатических изменений. Стоит отметить, что владельцы отчуждаемой собственности смогут рассчитывать на компенсацию лишь в размере 25% ее рыночной стоимости. Недовольным рекомендовано обращаться в суд.

Напомним, что нефтепровод будет находиться в собственности компании TransBalkan Pipeline, 51% которой будет принадлежать российской ТК-БА (33,34% в ней контролирует «Транснефть» и по 33,33% -- «Газпром нефть» и «Роснефть»), 24,5% -- Болгарии, 23,5% -- Греции, еще 1% акций получит правительство Греции.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ