Помимо того что на вчерашнем президиуме правительства Владимир Путин лично занялся
решением проблемы пробок на Ленинградке, министры рассмотрели
поправки в КоАП, устанавливающие наказание за нарушение закона «О торговле», и технический регламент безопасности трубопроводов. Кроме того, первый вице-премьер Игорь Шувалов доложил о начале действия Таможенного кодекса союза России, Казахстана и Белоруссии (впрочем, последняя еще не в полной мере интегрировалась в единое таможенное пространство, кодекс начал действовать на территории только двух стран).
Первый вице-премьер Виктор Зубков сообщил, что в рамках исполнения закона «О торговле» необходимо внести дополнения в Кодекс об административных правонарушениях. Штрафы за нарушение положений закона решено сделать фиксированными, а не в процентах от оборота компаний. Предлагается ввести штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. для юридических лиц и от 10 до 50 тыс. руб. для должностных лиц, а также предусмотреть возможность дисквалификации до трех лет. Стоит отметить, что закон о торговле продолжает терять свою ценность: формулировки, закрепленные в нем, уже были максимально мягки, монопольные ограничения минимальны, штрафы могу показаться серьезными лишь на первый взгляд -- для крупных торговых компаний суммы просто мизерные.
Говоря о программе развития авиасообщения, Владимир Путин отметил, что неплохо сработала программа субсидирования пассажирских перевозок на Дальний Восток, благодаря чему, как сообщил вице-премьер Сергей Иванов, отечественные авиакомпании увеличили оборот. Г-н Иванов тут же получил поручение разобраться с проблемой вокруг аэропорта Шереметьево и сообщил, что Федеральная антимонопольная служба уже начала расследование.
Еще одним вопросом повестки дня стало рассмотрение проекта законов по регулированию деятельности топливно-энергетического комплекса. Министерство энергетики разработало технические регламенты безопасности магистральных трубопроводов. Владимир Путин напомнил, что пока важнейшие вопросы безопасности регулируются различными ведомственными нормативно-техническими документами и инструкциями -- в целом до 80 различных документов, многие из которых устарели или даже противоречат друг другу. Как сообщалось ранее, предлагается установить охранные зоны от 25 до 100 метров для сухопутных трубопроводов и до 500 метров для морских. На этой территории будет запрещено размещать жилые здания, социальные учреждения, проводить мероприятия со скоплением людей, разводить костры, а на водной поверхности бросать якоря и дрейфовать. В регламенте также прописаны требования к строительству шельфовых трубопроводов, сейчас работы ведутся по внутренним стандартам «Газпрома», их же предлагается распространить на государственном уровне.
Минэнерго представило вчера на рассмотрение правительства еще один законопроект -- «О государственной информационной системе ТЭК». Документ предусматривает создание единой государственной информационной системы в сфере ТЭК и регулирует процесс предоставления нефтегазовыми компаниями информации для этой системы (пока компании делают это в неполном объеме на добровольной основе).
Владимир Путин озвучил еще одно решение, которое затем было одобрено на закрытой части заседания, -- о предоставлении дотаций бюджетам Кировской и Самарской области в объеме порядка 1,7 млрд руб. Это решение принимается в рамках все еще актуальной антикризисной поддержки моногородов. «Мы продолжим оказывать точечную антикризисную поддержку и конкретным предприятиям, и регионам до тех пор, пока это будет необходимо», -- указал премьер. Глава правительства также публично напомнил (в первую очередь своему заместителю и министру финансов Алексею Кудрину), что Минфину предстоит в недельный срок представить предложения по реализации бюджетного послания, с которым выступил на днях президент Медведев.
Игорь Шувалов представил обзорный доклад на тему Таможенного союза в честь первого дня официального вступления в силу Таможенного кодекса (вчера же были рассмотрены очередные документы нормативно-правовой базы союза). Но полноценно Таможенный союз не может заработать без решения по единой таможенной территории -- этот вопрос вынесен на повестку дня заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС, которое состоится 5 июля в Астане. Главы государств должны будут определиться: единая таможенная территория Таможенного союза создается из географических территорий Российской Федерации и Республики Казахстан или же Белоруссия предпримет необходимые шаги для полноценного участия в союзе. Игорь Шувалов уточнил, что в любом случае страны согласовали определенные «изъятия» отдельных таможенных наименований из единых правил. Например, Россия сохранит повышенные таможенные пошлины на ввозные автомобили.
Владимир Путин резюмировал выступление своего подчиненного: «Абсолютно убежден, что мы поступаем правильно. Это исторический выбор России -- идти по пути интеграции с нашими ближайшими соседями и партнерами, сближаться в экономической сфере, унифицировать социальные нормы с государствами и народами, с которыми российский народ на протяжении веков существовал в рамках единого государства. Двери для такой интеграции и для более глубокой степени интеграции открыты -- все, кто хочет воспользоваться этим, смогут это сделать».