Время новостей
     N°113, 01 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2010
ВТО закрыло дело о субсидиях
Конфликт Boeing и Airbus продолжается
Всемирная торговая организация (ВТО) вчера опубликовала доклад комиссии рассматривавшей жалобу правительства США на «нерыночные», по мнению американцев, субсидии, предоставленные Евросоюзом и отдельными европейскими правительствами авиастроительному концерну Airbus. Airbus и его главный мировой конкурент, американская компания Boeing, в тот же день дали решениям комиссии диаметрально противоположные интерпретации.

«Компания Boeing, приветствует окончательное решение Всемирной торговой организации (ВТО) о том, что субсидии в размере нескольких миллиардов долларов США, которые европейские государства предоставляли компании Airbus в виде финансовой помощи для разработки гражданских самолетов, являются незаконными и должны быть прекращены», - говорится в заявлении, распространенном в чикагской штаб-квартире американского авиастроительного гиганта. «В своем решении, обнародованном сегодня, ВТО также признала, что масштабное государственное финансирование научно-исследовательских работ и инфраструктурных проектов Airbus нарушает условия международных торговых соглашений», говорится там же далее.

«Доклад комиссии ВТО по делу США против ЕС, опубликованный сегодня, подтверждает предыдущие прогнозы Airbus. 70 процентов претензий США были отклонены, а дикие обвинения были признаны ложными. Никакие рабочие мести или прибыли не были потеряны в результате кредитов, которые Airbus брал с условием возврата», - отозвался европейский концерн из своего центрального офиса во французской Тулузе.

При этом обе стороны подчеркивают, что борьба вокруг проблемы субсидий будет продолжена. Даже Boeing, «приветствуя окончательное решение», все же признает в своем заявлении, что правила ВТО дают возможность европейским государствам обжаловать это решение. По мнению Boeing, процесс обжалования все же завершится до конца 2010 года.

Глава службы общественных связей Airbus Райнер Охлер подтвердил, что концерн, руководство ЕС и страны члены европейского объединения внимательно изучают доклад ввиду возможности повторного рассмотрения дела в апелляционной инстанции ВТО.

«Airbus ожидает, что этот спор в ВТО будет продолжатся еще несколько лет. Как и во всех остальных крупных торговых конфликтах, в конце концов решение сможет быть найдено в ходе трансатлантических или даже многосторонних переговоров», - отметил вчера европейский концерн.

Дело, официально озаглавленное «Меры Европейского союза и отдельных его стран-членов, нарушающие торговлю большими гражданскими самолетами» и так уже тянется довольно долго. Жалоба США, послужившая для него стартовым толчком, была подана в 2005 году. Финальный вердикт комиссии представляет собой документ в тысячу с лишним страниц, не считая приложений. По определенным вопросам комиссия признала правоту претензий США, по другим - отклонила их. Многочисленность содержащихся в докладе сюжетов позволяет каждой из сторон, применяя разные методы и критерии подсчета, заявлять о своей победе. Скажем Boeing, как и Airbus, заявляет, что доли удовлетворенных и отклоненных претензий распределились примерно как 70/30. Только американская компания считает, что выиграла 73% из них, а не наоборот.

«Все до единого случаи оказания финансовой помощи, которые оспаривали США, были признаны незаконными. По мнению коллегии ВТО, рассматривавшей дело, без незаконных субсидий, Airbus не смог бы получить ту долю на рынке аэрокосмической продукции, которую он имеет сейчас. Это решение навсегда изменит баланс сил в отрасли и вынудит Airbus конкурировать на рынке на тех же условиях, что и Boeing», - сказал вчера исполнительный вице-президент и генеральный юридический советник Boeing Дж. Майкл Луттиг. «Согласно обнародованному сегодня решению, Airbus должна вернуть 4 млрд. долл США, которые она получила для реализации программы A380, либо реструктурировать финансирование этой программы в соответствии с общепризнанными коммерческими условиями. Кроме того, «Airbus» должна отказаться от своих планов по финансированию программы A350 с помощью незаконных субсидий», добавил он.

Михаил КУКУШКИН