Трудно найти в Европейском союзе другую страну, которая бы больше, чем Бельгия, иллюстрировала его девиз «Единство в разнообразии». Всем своим существованием она доказывала, что народы разных языков и культур не только уживаются в одном государстве, но и делают его успешным. Следовательно, все более тесное объединение наций под крышей ЕС обречено на успех и должно дать «старой» Европе новую роль в постколониальном, постиндустриальном и глобализованном мире.
Но к своему начинающемуся сегодня двенадцатому председательству в ЕС Бельгия подошла не в лучшей форме: политический конфликт между фламандцами и франкофонами привел в апреле к отставке правительства, а внеочередные выборы 13 июня показали, что перспектива разделения страны надвое может оказаться не просто фантастической антиутопией.
Когда действующий премьер-министр Ив Летерм представлял прессе программу бельгийского председательского полугодия в ЕС (1 июля Бельгия сменит на этом посту Испанию), ему пришлось отвечать на экзистенциальный вопрос: а не настала ли пора «разделения из-за разнообразия». Политик обещал, что Бельгия в полной мере обеспечит свое полугодовое председательство в ЕС, хотя новое федеральное правительство появится не раньше середины осени, а уходящий кабинет исполняет только текущие управленческие функции: «Мы очень тщательно подготовились к председательству и твердо настроены выполнить его программу... Неважно, кто будет главой правительства до декабря».
Летерм заверил, что трения между языковыми сообществами и проблема формирования федерального правительства -- это «факт внутренней политической жизни Бельгии», который не касается ее роли в ЕС. Во всех регионах страны неоспорим «проевропейский» консенсус, бельгийцы выступают только за укрепление ЕС. Действительно, герой парламентских выборов Барт де Вевер -- лидер прежде малоизвестной, а ныне первой на бельгийской политической арене партии националистического толка -- заявляет, что даже если когда-нибудь Фландрия станет независимым государством, не может быть и речи о ее выходе из ЕС.
Впрочем, кризис ныне переживает и сам Евросоюз. Преддефолтные
судороги Греции и ее спасение за общий счет -- это только острое проявление болезни на фоне давнего вялотекущего кризиса Европы, связанного с демографическим старением, вступившим в конфликт с дорогостоящей социальной моделью, бегством в Азию традиционных производств и медленным освоением новых наукоемких отраслей.
Центральной темой бельгийского председательства будет реализация Лиссабонского договора, который ратифицирован в конце прошлого года и закрепил новую правовую основу ЕС. В соответствии с этим документом председателем высшего органа ЕС -- Европейского совета -- является не лидер одной из стран союза в порядке ротации (тогда этот пост занял бы Летерм), а постоянный высокопоставленный чиновник. Этот пост с января занимает бельгиец Херман ван Ромпей.
Наблюдатели в Брюсселе отмечают, что последствия Лиссабонского договора начинают сказываться. Роль страны-председателя тает. В предыдущем полугодии испанского премьера Хосе Родригеса Сапатеро почти не было видно на фоне ван Ромпея. Это облегчает дело Бельгии, которой как стране-председателю достаточно будет лишь «содействовать процессу принятия решений на европейском уровне».
Летерм выделил три темы бельгийского председательства: восстановление устойчивого экономического развития, подготовка к запланированной на конец года Канкунской конференции по климату, выполнение Стокгольмской программы в области внутренних дел и юстиции. Бельгия хочет обеспечить финансовую стабильность ЕС и с этой целью создать органы наблюдения за финансовыми рынками и поставить ограничительные рамки для спекулянтов. Механизм «европейского экономического управления» (или «правительства» -- смотря как переводить) будет главной целью Брюсселя, к которой он постарается продвинуться за полгода как можно ближе при поддержке Парижа и Берлина через сопротивление Лондона.
Министр иностранных дел Бельгии Стивен Ванаккере назвал своим приоритетом формирование внешнеполитической службы ЕС, которую возглавляет Кэтрин Эштон. Заработать в полную силу она сможет к началу будущего года. На фоне внутренних европейских и мировых проблем вряд ли стоит ожидать особого внимания бельгийского председательства ЕС к России. Такого, как, например, проявила во втором полугодии прошлого года Швеция, предложившая России инициативу «Партнерство для модернизации». Во внешнеполитической части программы бельгийского председательства выделен стратегический диалог с «ключевыми партнерами» -- США и Китаем. На этих направлениях Брюссель ищет пути выхода из кризиса. «Отношения ЕС с Россией тоже займут значительное место как в двустороннем аспекте, так и в рамках приема России в ВТО», -- скромно отмечается в документе.
Как признался «Времени новостей» высокопоставленный чиновник МИД Бельгии, Брюссель пока не определился с конкретными шагами по новой инициативе «Партнерство для модернизации» и по незавершенному проекту «четырех общих пространств» с Россией. Наш собеседник почти уверен, что Бельгия до нового года завершит переговоры о приеме в ЕС Хорватии, но по переговорам о базовом соглашении ЕС--Россия пока такой уверенности нет.
«Мы придаем важное значение отношениям ЕС с Россией, -- заверил «ВН» официальный представитель бельгийского председательства Барт Уври, напомнив о визите главы МИД Бельгии Ванаккере в начале мая в Москву. -- У нас там был очень хороший контакт с министром Лавровым. Уровень бельгийско-российских отношений можно назвать отличным, и мы, конечно, постараемся внести вклад в улучшение отношений ЕС--Россия». Вопрос о безвизовом режиме поездок между ЕС и Россией он назвал «непростым». Сам министр Ванаккере уточнил: «Хотя для многих наших соседей отмена виз в Европу является символом признания свободы передвижения их граждан, мы ставим на первый план выполнение каждой страной необходимых условий у себя на месте. Это будет определять продвижение к безвизовому режиму. Цена вопроса велика. В странах, которые ведут сейчас с нами переговоры на эту тему, живет около 200 млн человек».