|
|
N°113, 01 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полезай в кузов
Владимир Путин обещал подумать над расширением программы утилизации
Правительство России рассматривает возможность запуска программы утилизации грузовиков в обмен на сертификат на покупку новых по аналогии с уже действующей программой для легковых автомобилей. Об этом премьер-министр Владимир Путин рассказал вчера на открытии первого международного форума «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском. Главным событием форума для широкой публики считается грандиозное шоу «летающих» танков, но оно запланировано на завтра. Вчера его показали только для VIP-посетителей, но они, похоже, были сосредоточены в основном на мирной тематике, а именно на вопросах инвестиций и обмена технологиями, особенно в сфере автопрома.
Премьер дежурно отрекламировал все известные проекты, в том числе «Сухой Супер Джет» и российский авиапром в целом, а также сделал объяснимый реверанс в сторону украинских коллег, имея в виду «совместную работу по продвижению самолетов семейства «Антонова». Владимир Путин напомнил о российских долгосрочных программах в сфере атомного машиностроения, судостроения, производства сложной морской техники и космических аппаратов. Глава правительства не забывал заманивать иностранных инвесторов: «Нам нужны эффективные модели технологической и промышленной кооперации, привлечение перспективных зарубежных партнеров, способных принести новые идеи, свой опыт организации высокотехнологичных производств».
Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин обратился к премьер-министру с просьбой распространить программу утилизации легковых автомобилей также на старые грузовики. Премьер отвечал, что этот вопрос обсуждается в правительстве: «Мы видим, насколько эффективным оказался способ поддержки машиностроения через скупку подержанных легковых машин. Не исключаю, что мы это сделаем и в отношении подержанных грузовиков, но не обещаю, что мы это обязательно сделаем».
Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии», которой принадлежит четверть акций «АвтоВАЗа» и 37,8% КамАЗа, полагает, что программа по старым грузовикам может стартовать уже в 2011 году, но сначала Минфин должен рассчитать финансовую составляющую.
Ранее идею программы утилизации для грузовиков и автобусов высказывал и министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Это вполне соответствует созданной его ведомством концепции развития отечественного автопрома, которая подразумевает введение предельного стажа коммерческой эксплуатации любых транспортных средств. Считается, что российский парк грузовиков является самым старым по сравнению с другими видами колесного автотранспорта и насчитывает около 5 млн единиц, из которых больше половины старше десяти лет.
"Подвесив в воздухе" идею грузовой утилизации, премьер-министр зажигательно прокомментировал выступления представителей работающих в России компаний. Услышав в речи Франка Шауфа, главы Ассоциации европейского бизнеса в России, устоявшееся выражение «передача технологий», российский премьер несколько агрессивно уточнил: «Что это за странная такая формулировка? В мире, в котором мы с вами живем, никто ничего не передает просто так, разве что гуманитарную помощь. Современные технологии -- это товар, мы готовы за него платить. Мы не собираемся утащить с хозяйской кухни кусочек технологий, а потом, чавкая, съесть его под одеялом или куда-нибудь передать. В ходе трансферта технологий разве есть пострадавшие? Покажите мне, у кого что украли».
В ответ на оптимистичное выступление директора Renault в России Кристиана Эстева глава правительства неожиданно вспомнил, как «компания Renault вошла в «АвтоВАЗ», заплатив приличную сумму, а потом рынок рухнул, как говорят у нас, компания «попала». Российское правительство не стало требовать дополнительных вложений, а, наоборот, выделило ссуду, чтобы поддержать автопроизводителя». Стоит уточнить, что французам все же придется выложить 240 млн долл., чтобы их долю (25%) не размыло при допэмиссии, но Renault разрешила вложиться технологиями. Владимир Путин намекнул, что российская сторона будет не против, если партнеры решат увеличить свою долю: «Можете расширить свой пакет, мы можем даже обменяться своими активами с правительством Франции (Французской Республике в Renault принадлежит 15%. -- Ред.). Но мы ни к чему не подталкиваем, ни на чем не настаиваем».
Источник в компании «Ростехнологии» (также 25% «АвтоВАЗа») уточнил, что официально подобное предложение не делалось. Предполагается, что при обмене активами между правительствами Франции и России речь может идти максимум о 2--3% в Renault, но даже при такой постановке вопроса подобная сделка кажется весьма сомнительной. «Не вижу интереса правительства Франции иметь пакет в «АвтоВАЗе», -- отметил источник.
Под занавес пленарного заседания Владимир Путин решил философски утвердить превосходство человека над технологией: «И голову можно человеческую смоделировать, но вот содержание-то человеческое еще нельзя в нее вложить». Сказав так, глава правительства отправился на экскурсию по выставке в сопровождении президента Йемена Али Абдалла Салеха, которому посоветовал прицениться к "летающему" танку Т-90.
Юлия МИРОНОВА