Белоруссия ратифицировала союзный Таможенный кодекс за несколько часов до его вступления в силу
Вчера поздно вечером появились сообщения о том, что парламент Белоруссии на закрытом заседании ратифицировал Таможенный кодекс Таможенного союза, который официально вступает в силу с сегодняшнего дня. Правда, официального подтверждения или опровержения этого сообщения, опубликованного РИА Новости со ссылкой на анонимные источники, пока нет. Но если ратификация действительно произошла, главную внешнеэкономическую интригу последних месяцев можно считать хотя бы отчасти разрешенной.
Напомним, в мае Белоруссия в довольно резкой форме отказалась от участия в трехсторонней встрече на уровне премьер-министров стран -- участниц ТС в Санкт-Петербурге, после чего возникли естественные сомнения в самой возможности союза в "тройственном формате". Но буквально в самый последний момент Белоруссия, кажется, определила свою позицию.
Таможенный кодекс Таможенного союза -- один из главных документов этого межгосударственного образования. Новые таможенные правила базируются на нормах Киотской конвенции (Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур). Таможенный кодекс должен упростить взаимное оформление товаров и платежей и минимизировать необходимые процедуры таможенного контроля.
5 июля на межгосударственном совете ЕврАзЭС в Астане главы государств -- участников Таможенного союза должны подписать оставшиеся документы, необходимые для его полноценного функционирования, в том числе соглашение по применению уголовных и административных дел и соглашение по валютным операциям. После этого союз, созданный 1 января этого года, теоретически должен заработать в полную силу.
Буквально до вчерашнего вечера предполагалось, что комплект участников будет неполным, ведь Таможенный кодекс ратифицировали только Россия и Казахстан. Белоруссия соглашаться с новыми таможенными правилами отказывалась, увязывая свое участие в союзе с отменой пошлин на российскую нефть и нефтепродукты.
Когда вчера утром в Минске началось последнее перед летними каникулами совместное заседание обеих палат Национального собрания, вопроса о ратификации кодекса в повестке дня не было. В Москве рассчитывали, что окончательную ясность внесет заседание в Астане. «По Белоруссии, конечно, отдельная ситуация. Я думаю, что пятого числа она окончательно прояснится», -- заявил вчера днем журналистам замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев. Если вечерние сообщения из Минска подтвердятся, в Астане руководителям союзных стран только останется поздравить друг друга с успехом.
Что касается России, то она, по словам главы Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова, полностью готова работать по новым правилам. «Процесс перехода на новую правовую базу не будет простым, но его нужно пройти, чтобы реализовать политическое решение наших президентов», -- пояснил вчера г-н Бельянинов.
Белорусские таможенники также рапортуют о полной готовности. По словам зампредседателя государственного таможенного комитета Белоруссии Сергея Борисюка, таможенные органы страны готовы к работе в рамках союза. Осталось дождаться лишь, чтобы президент страны Александр Лукашенко окончательно определился в вопросе присоединения к Таможенному союзу.
Если на момент вступления в силу кодекса некоторые нормы не урегулированы комиссией ТС или другими межправительственными соглашениями, то по правилам союза они продолжают действовать согласно национальному законодательству. Таким образом, Таможенный союз даже при участии всех трех стран будет работать в усеченном варианте с точки зрения товарных позиций. С 1 июля по одним позициям начнут действовать правила союза, а по другим продолжат применяться национальные таможенные нормы.
К таким позициям относится прежде всего импорт автомобилей. Пошлины на иномарки являются принципиальным вопросом для российских властей, не теряющих надежды на возрождение отечественного автопрома
(см. стр. 2) Другие страны собственные «Лады» и "Волги" не производят, поэтому защищаться от иностранных автомобилей им ни к чему. Так что пока ввоз автомобилей физическими лицами будет осуществляться по существующим в каждой из стран правилам. Изначально предполагалось, что общие для всех трех стран пошлины будут установлены с 1 января 2011 года, затем срок отодвинулся до 1 января 2013 года.
Кроме того, одновременно будет действовать пока старая и новая система подготовки и оформления таможенных документов. «Рассчитываем, что такой подход будет удобен всем операторам Таможенного союза», -- сказал г-н Слепнев. Осенью в России, по его расчетам, будет окончательно принят закон о таможенном регулировании, и после этого все участники уже перейдут на новые правила. Пока законопроект принят Государственной думой в первом чтении.
Упрощение некоторых таможенных процедур уже идет. Например, согласно подписанному недавно приказу «Россельхознадзора» мясо, идущее транзитом через Белоруссию из третьих стран, не будет облагаться дополнительной пошлиной.
Напомним, изначально Таможенный союз планировали создать Россия и Белоруссия, но Белоруссия при этом буквально до последнего момента выдвигала целый комплекс условий своего членства. Едва ли можно предположить, что решение о ратификации Таможенного кодекса принято в Минске ценой отказа от этих условий, а это значит, что в ближайшее время, вероятно, следует ожидать выгодных для Белоруссии решений, например по нефтяным пошлинам.