Сенсационная информация о разоблачении и аресте группы действовавших в США «российских секретных агентов», напомнившая людям среднего и старшего поколения о временах "холодной войны", станет испытанием на прочность для
происходящей перезагрузки в отношениях между Россией и Соединенными Штатами. Сразу десять предполагаемых российских секретных агентов были арестованы в минувшие выходные в ходе масштабной операции ФБР в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, Массачусетс и Вирджиния, сообщило министерство юстиции США. Еще один человек по имени Кристофер Мецос, подозреваемый в том, что был финансовым курьером для всей группы, задержан на Кипре.
В сообщении американского минюста большинство имен арестованных было взято в кавычки. По мнению экспертов, это указывает на то, что четыре супружеские пары могли состоять в фиктивном браке, а их документы могут быть поддельными. В числе тех, кто значится под именами без кавычек -- Анна Чапмэн и Михаил Семенко. С первой в субботу встретился в ресторане в Нью-Йорке агент ФБР, выдававший себя за российского разведчика. Со вторым свидание состоялось в Вашингтоне на углу улицы в нескольких кварталах от Белого Дома.
Всех арестованных обвинили в незаконной разведывательной деятельности. Кристоферу Мецосу, Синтии и Ричарду Мэрфи, Дональду Ховарду Хитфилду и Ли Энн Фоли, Викки Пелаэс и Хуану Лазаро, а также Майклу Зоттоли и Патрисии Милз предъявили еще и обвинения в попытке отмывания денег. Если обвинения будут доказаны и приняты судом, то за незаконную разведывательную деятельность эти люди могут получить до пяти лет тюрьмы. Обвинение же в отмывании денег может стоить 25 лет лишения свободы.
Находившийся вчера с визитом в Израиле глава российского МИДа Сергей Лавров не без сарказма заметил на пресс-конференции: «Нам не объяснили, о чем речь. Надеюсь, объяснят. Момент, когда это было сделано, выбран с особым изяществом». Действительно, лишь несколько дней назад президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев вели дружескую беседу и поедали бургеры в американском ресторанчике.
Премьер Владимир Путин вчера вечером встретился с экс-президентом США Биллом Клинтоном. «Ты в Москву в самое нужное время приехал -- у вас там полиция разгулялась, людей в тюрьмы сажают. Работа такая, правда, у всех. Очень рассчитываю на то, что тот позитив, который был набран за последнее время в наших межгосударственных отношениях, не понесет ущерба в связи с последними событиями», -- сказал он, обращаясь к гостю. «Очень надеемся, что люди, которые дорожат российско-американскими отношениями, это понимают», -- добавил российский премьер.
Поначалу реакция Москвы на шпионский скандал была острой и эмоциональной. Во вторник днем появилось заявление официального представителя МИДа Андрея Нестеренко: «На наш взгляд, подобные действия ни на чем не основаны и преследуют неблаговидные цели. Нам непонятны причины, побудившие американское министерство юстиции выступить с публичным заявлением в духе "шпионских страстей" времен «холодной войны». Он отметил, что «такого рода вбросы не раз имели место в прошлом, когда наши отношения находились на подъеме». «В любом случае достойно глубокого сожаления, что все это происходит на фоне объявленной самой же администрацией США перезагрузки в российско-американских отношениях», -- подчеркнул российский дипломат.
Под вечер официальный представитель МИД России выступил с новым комментарием в нейтральном тоне: «В связи с обвинениями, выдвинутыми в США в отношении группы лиц по подозрению в разведдеятельности в пользу России, сообщаем, что речь идет о российских гражданах, в разное время оказавшихся на территории США. Они не совершали каких-либо действий, направленных против интересов США». МИД выразил надежду, что этим людям «будет обеспечено нормальное обращение в местах их содержания, а также что американские власти гарантируют доступ к ним консульских сотрудников России и адвокатов».
ФБР утверждает, что это была длинная многолетняя операция и что подозреваемых не брали так долго из-за недостатка улик. Однако за последнее время было перехвачено несколько сообщений, исходивших якобы из московского Центра -- предположительно от российской Службы внешней разведки. Арестованным была поставлена задача глубоко укорениться в Соединенных Штатах, обзавестись постоянной работой и влиться в американское общество, информирует ФБР.
В одном из цитируемых обвинением перехватов Центр якобы ставил задачу: «Вас послали в США в долгосрочную командировку. Ваше образование, банковские счета, автомобили и дома должны служить одной цели -- выполнить главную задачу: установить и поддерживать отношения в кругах, влияющих на формирование политики США, и слать разведданные». В частности, перед
прошлогодним визитом президента Барака Обамы в Россию нью-джерсийской чете Мэрфи был послан запрос на получение информации о позиции США по отношению к российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), Афганистану и иранской ядерной программе. Москва якобы требовала доклада, который бы «отражал подходы и идеи четырех официальных лиц на уровне начальников управлений и департаментов» внешнеполитических ведомств. Арестованный из Бостона в 2004 году пытался завязать контакты со служащим американского правительственного исследовательского учреждения, работавшим «над вопросами стратегического планирования относительно программ развития ядерного оружия».
Синтия Мэрфи рапортовала, что несколько раз встречалась с видным нью-йоркским финансистом, который «весьма активен в политике». Ей ответили, что объект представляет большой интерес, и порекомендовали «шаг за шагом» закрепить связь. Предполагалось, что этот знакомый сможет делиться с ней частным мнением о внешней политике США, слухами о «внутренней кухне» Белого Дома и приглашать ее в политические центры, например в штаб-квартиры политических партий в Нью-Йорке.
Опрошенные «Временем новостей» бывшие представители советских и российских спецслужб, обосновавшиеся сейчас в США, допускают, что подобная долгосрочная операция в духе советских представлений о главном противнике могла быть задумана и находиться в стадии реализации. Но, с их точки зрения, как-то уж очень несерьезно, наивно и по-голливудски глуповато выглядит содержание инструкций и указаний из московского Центра. Для более серьезного анализа и комментариев, считают они, требуется более детальная информация.
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов заметил «Времени новостей», что американской стороне пришлось выбирать, когда обнародовать информацию -- до
состоявшегося на прошлой неделе визита Дмитрия Медведева в США, во время визита или после него: «Из трех возможных вариантов обнародования был выбран самый щадящий. Потому что если обнародовать до визита -- это убило бы визит, если во время визита -- убило бы отношения, а это как бы вдогонку». По мнению эксперта, в этой истории есть политический подтекст: «Внешняя политика Обамы в целом и его отношение к России в частности сталкиваются с достаточно серьезной оппозицией в США. Консервативные оппоненты упрекают его в том, что он слишком мягкий, слишком доверчивый, слишком уступчивый. Они поднимают волну -- мол, вот с кем вы собираетесь серьезно иметь дело, с людьми, которым доверять нельзя».
Федор Лукьянов предположил, что скандал не окажет непосредственного влияния на политику администрации США. Однако может быть затронута позиция конгресса по Договору СНВ и соглашению с Россией о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, которое сейчас находится в палате представителей: «И там и там нет устойчивой поддержки. Те сенаторы, которые колеблются по СНВ, в такой неблагоприятной информационной среде могут качнуться в другую сторону. В этом смысле все это некстати. Что касается Обамы, не думаю, что он будет много на эту тему высказываться. Не должен политический руководитель высказываться, он обязан сделать вид, что это чисто уголовное дело».