Замороженная после
авиакатастрофы под Смоленском газовая сделка между Россией и Польшей вновь оказалась в центре политических дискуссий в Варшаве. Вице-премьер, министр экономики Вальдемар Павляк
(на снимке), который курировал подготовку договоренностей «Газпрома» и PGNiG с польской стороны, заявил вчера, что проблемы с подписанием соглашения создают риски нормального газоснабжения страны предстоящей зимой. «Я полагаю, это вопрос нескольких недель, потому что мы приближаемся к такому моменту, когда придется отвечать, как мы будем осуществлять отопление следующей зимой, -- отметил он. -- Если положительное решение не будет принято, то начнутся проблемы с поставками газа».
Сегодня должен был состояться наблюдательный совет компании EuRoPolGaz, которая является владельцем и оператором польского участка газопровода Ямал--Европа (по 48% принадлежит «Газпрому» и PGNiG). Но заседание было отложено до момента подписания всех необходимых документов на государственном уровне. В частности, речь идет о продлении контрактов на поставку и транзит газа до 2037 года, установлении полного паритета во владении и руководстве EuRoPolGaz, а также о споре по транзитной ставке. Все это требует подписания новых межправительственных соглашений, их тексты уже были парафированы и даже опубликованы российской стороной.
4 июля в Польше пройдет второй тур выборов президента страны, кресло которого оказалось вакантным после падения президентского самолета с Лехом Качиньским на борту. В ходе дебатов два претендента -- Бронислав Коморовский и Ярослав Качиньский -- выразили надежду на то, что начало добычи собственного газа обеспечит Польше большую энергетическую свободу. Г-н Качиньский заявил, что является «противником такого долгосрочного соглашения» с Россией. Его оппонент был более дипломатичен. По его мнению, Варшава «должна иметь возможность пересмотреть договор» впоследствии, если подтвердятся возможности масштабной добычи сланцевого газа на территории страны. Об этом же в середине июня говорил и польский премьер Дональд Туск, который был одним из инициаторов энергетического сближения с Россией. Однако, как считает г-н Павляк, сланцевый газ -- это мечта, а российский -- это реальность, дополнительные объемы которого понадобятся уже в октябре. На сегодняшний день на польских сланцевых залежах не пробурено ни одной разведочной скважины, что не позволяет рассчитывать на начало промышленной добычи в перспективе 7--10 лет.
Что такое дефицит газа, Польша почувствовала на себе прошлой зимой. По действующим контрактам стране не хватает 2--3 млрд кубометров в год для нормального снабжения потребителей. Из-за аномальных холодов в январе-феврале несколько раз ограничивалось снабжение промышленных потребителей, после чего правительство страны пошло на принципиальные договоренности с Россией о снятии всех газовых разногласий.
Новый договор на поставку газа между «Газпромом» и PGNiG предусматривает увеличение объемов. Но пока он официально не подписан, российский концерн поступил по-джентльменски и увеличил снабжение Польши. Как сообщил г-н Павляк, и «сейчас поставки газа осуществляются без каких-либо проблем, просто, образно говоря, на основе устных договоренностей, но нам нужно будет поставить точки над i.
В начале мая, чтобы хоть как-то оправдать задержку с подписанием, польские чиновники попросили Брюссель согласовать сделку. А Еврокомиссия запросила документы (тексты коммерческих контрактов между «Газпромом» и PGNiG), по которым действует режим конфиденциальности.