Новое государство Палестина не появится на карте мира до конца 2012 года, как это планировали ранее международные посредники, в том числе Россия. «Я человек оптимистичный и в данном случае хочу сообщить, что нет никакого шанса для создания палестинского государства до конца 2012 года. Есть всякие игры воображения, но надо принимать во внимание происходящее в действительности. Мы очень далеки до заключения соглашений с палестинцами», -- сказал вчера на пресс-конференции в Иерусалиме израильский министр иностранных дел Авигдор Либерман, отвечая на вопрос обозревателя «Времени новостей».
Министр при этом иронично улыбался, явно не скрывая своего отношения к решению квартета посредников (Россия, США, Евросоюз, ООН). Оно было принято еще в марте этого года на совещании в Москве. Тогда было решено приложить все усилия, чтобы в течение 24 месяцев добиться создания Палестины. Однако Авигдор Либерман отдал должное активности квартета и его спецпредставителя -- бывшего британского премьера Тони Блэра. Израильский министр призвал посредников обратить внимание на решение проблем с безопасностью и экономикой в Палестинской автономии, если уж ничего не получается с политическим урегулированием.
Эти заявления прозвучали после встречи с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Он посетил вчера Израиль и Палестинскую автономию, а сегодня проводит переговоры в Египте. Глава МИД России объяснил «ВН», чем было продиктовано желание посредников установить временные рамки для решения застарелой ближневосточной проблемы: «Нужно движение вперед. Но для этого еще нужна добрая воля и взаимное доверие». Он не согласился с мнением своего израильского коллеги о том, что в контактах с палестинцами надо уделять внимание только вопросам экономики и безопасности: «Мы активно поддерживаем и эти меры тоже, но без политического урегулирования прогресса не будет».
По мнению российского министра, квартет посредников -- «это хороший механизм, но его недостаточно». Поэтому россияне намерены активнее сотрудничать с арабскими соседями Израиля, например «развивать контакты со специальным комитетом по ближневосточному урегулированию, работающим под эгидой Лиги арабских государств». Эту тему российская делегация вчера обсудила в палестинском городе Рамалла с лидером автономии Махмудом Аббасом.
Россия и Израиль разошлись и в том, как вести себя с радикальными палестинскими группировками, в частности с «Исламским движением сопротивления» (ХАМАС). «Израиль считает это движение террористическим, а контакты с ним -- недопустимыми», -- повторил в беседе с «ВН» известную израильскую мантру президент страны Шимон Перес. Однако Сергей Лавров регулярно встречается с лидером ХАМАС Халедом Машалем, ныне проживающим в Дамаске. Там в мае этого года во время визита в Сирию с ним
провел краткую беседу российский президент Дмитрий Медведев, что вызвало резко негативную реакцию руководства еврейского государства.
«Значительная часть палестинцев несколько лет назад проголосовала за ХАМАС на выборах, признанных всеми свободными и демократичными», -- объяснил российскую позицию г-н Лавров в ответе на вопрос нашей газеты. Он заявил, что Москва будет и дальше общаться с ХАМАС, чтобы убедить его лидеров «принять арабскую мирную инициативу» и смягчить свой радикализм. «Даже если взять задачу экономического развития сектора Газа, это невозможно сделать без взаимодействия с ХАМАС», -- заметил российский министр. Это движение является сейчас главным в данном анклаве Палестинской автономии. Гость отметил, что израильтяне в июне ослабили экономическую блокаду сектора Газа: «Это шаг в правильном направлении».
Несмотря на эти разногласия, вчерашние переговоры в Иерусалиме прошли в очень теплой обстановке. Сергей Лавров встретился не только со своим коллегой Авигдором Либерманом, но также с президентом Шимоном Пересом, премьером Биньямином Нетаньяху и лидером оппозиции, экс-главой МИДа г-жой Ципи Ливни. На всех встречах возникала тема иранской ядерной программы, которая, по словам израильтян, представляет «серьезную угрозу». Но, судя по всему, Израиль доволен позицией России, только что поддержавшей новые международные санкции против Ирана и не собирающейся продавать этой стране зенитные ракетные комплексы С-300. Шимон Перес заметил, что «Россия, продавая оружие государствам региона, всегда вела себя ответственно». В качестве примера он привел отказ Москвы продать в 2005 году Сирии ракетные комплексы «Искандер». Отмены этой сделки тогда добились израильтяне и американцы.
Россия и Израиль остаются хорошими партнерами, намеренными развивать деловое сотрудничество и туристические связи. Выходец из советской Молдавии, Авигдор Либерман, с удовольствием произносящий во время своих заявлений некоторые слова по-русски, возглавляет с израильской стороны межправительственную комиссию по сотрудничеству. Он уверяет, что к подписанию готовы новые двусторонние соглашения, касающиеся науки, защиты инвестиций и освоения космоса. «Мы надеемся, что до конца года к нам в Израиль приедет либо премьер, либо президент Российской Федерации», -- заявил Либерман.
Правда, как сказал на это обозревателю «ВН» один из высокопоставленных членов российской делегации, такой визит может состояться в том случае, если окончательно решится проблема Сергиевского подворья в Иерусалиме. Это гостиный двор и часовня, построенные в центре города еще членами царской семьи. Москва утратила право собственности на здание в советские времена, однако после тяжелых переговоров, проведенных послом России в Израиле Петром Стегнием и другими чиновниками, израильские власти в декабре 2008 года вернули подворье России. Там уже идут реставрационные работы, однако в некоторых помещениях пока еще находится около 40 сотрудников израильского министерства сельского хозяйства. Их нужно переселить в другое здание, которое для них уже подобрали. Однако в дело вмешались израильские профсоюзы, что затормозило процесс.
Россия надеется на скорое решение этого вопроса. И тогда приезд одного из российских руководителей в Израиль можно было бы приурочить к церемонии торжественного открытия Сергиевского подворья.