|
|
N°112, 30 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конференция для «молодого генерала»
Северокорейскому вождю нужен преемник
В сентябре в Пхеньяне пройдет третья конференция Трудовой партии Кореи (ТПК) -- эта обнародованная на днях новость северокорейского телеграфного агентства ЦТАК привлекла внимание во всем мире. Дело в том, что предыдущую партконференцию в Северной Корее провели 43 года назад, в 1966-м. Эксперты полагают, что на грядущем мероприятии могут быть приняты весьма важные политические решения. Чаще всего звучит мнение, что речь пойдет о смене власти или как минимум о представлении массам будущего преемника нынешнего лидера страны 68-летнего Ким Чен Ира (на снимке). Обоснования для подобного умозаключения просты: партконференции не созывали очень давно, значит, появился особенно важный повод, и так как на внезапное возвращение к нормам внутрипартийной демократии рассчитывать не приходится, речь пойдет о чем-то ином, весьма важном для режима.
В южнокорейских и японских СМИ периодически появляются статьи о том, что Ким Чен Ир совсем плох и вот-вот умрет. В американских СМИ проскальзывала информация о том, что, когда Ким Чен Ир встречался с экс-президентом Биллом Клинтоном в августе 2009 года, в свите гостя было несколько врачей-диагностов, специализирующихся на умении ставить диагноз по внешним признакам. Их консилиум пришел к выводу, что жить Ким Чен Иру осталось три-пять лет.
У руководителя КНДР есть проблемы со здоровьем, помноженные на интенсивный ритм работы, и на последних опубликованных фотографиях он выглядит неважно. Поэтому не исключено, что подобно тому, как его отец Ким Ир Сен постепенно перекладывал часть государственных дел на плечи сына, Ким Чен Ир тоже решил «разгрузить себя».
Процесс введения во власть Ким Чен Ира занял около тридцати лет, но у нынешнего руководителя КНДР, похоже, такого запаса времени нет. На роль наследника прочат его младшего сына -- Ким Чен Уна, которому всего 27 лет. В этом возрасте можно обладать выдающимся интеллектом, но политическому деятелю нужно иметь опыт руководства. Да и массы про «молодого генерала» еще не знают: говорят, что песня про него уже есть, но в ней он не назван по имени. Портреты наследника еще не появились в публичных местах, нет у него и особого титула вроде «центра партии», который имел Ким Чен Ир до того, как стал «любимым руководителем».
Если ключевым вопросом партконференции станет представление Кима-младшего широкой публике, то к резкой смене политики КНДР это не приведет. Во-первых, сам Ким Чен Ир скорее всего останется на своем посту. Во-вторых, при «молодом генерале» будет группа старых советников, которые смогут выполнять обязанности «коллективного регента». Наиболее известный из них -- 64-летний Чан Сон Тхэк, муж сестры Ким Чен Ира, занимающий пост первого заместителя председателя государственного комитета обороны КНДР.
Внезапный уход Ким Чен Ира с политической арены может стать не решением нынешних проблем, а источником дополнительных трудностей. Новому руководителю страны потребуется время на то, чтобы освоиться со своей ролью, а его в этот период будут постоянно и жестко испытывать на прочность. Ведь проникнутые конфронтационным духом прошлого консерваторы в руководстве Южной Кореи полагают, что сегодня у них есть шанс добиться исторического реванша, раскачав северокорейскую лодку так, чтобы она перевернулась. Дестабилизации удастся избежать в том случае, если Ким Чен Ир успеет подготовить себе адекватного преемника, который сможет медленно и постепенно вывести КНДР из нынешней кризисной ситуации.
Константин АСМОЛОВ, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН