|
|
N°151, 20 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бесхозный лизинг
Рынок финансовой аренды потихоньку сворачивается
Завершившийся вчера в Российской академии госслужбы при президенте РФ семинар «Лизинг: практические вопросы финансирования предприятий» стал еще одним залпом артподготовки перед намеченными на ноябрь парламентскими дебатами. Клубок проблем, связанных с законодательной базой лизинговых операций, за последний год настолько запутался, что, по утверждению многих экспертов, грозит уже в будущем году поставить крест на этом, казалось бы, перспективном направлении бизнеса.
Еще весной основной темой дискуссий законодателей и участников рынка было совершенствование федерального закона «О лизинге», страдающего многочисленными внутренними противоречиями и не стыкующегося со многими положениями Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов. Однако после принятия Госдумой в первом чтении второй части Налогового кодекса (в том числе главы о доходах организаций) возникла реальная опасность лишиться рынка лизинга уже в 2001 году. Если НК будет окончательно принят в нынешней редакции, лишающей участников лизинговой сделки права использовать нормы ускоренной амортизации (и даже предполагающей пересмотреть уже действующие договоры лизинга в соответствии с новыми нормами амортизации) и запрещающей учитывать переданное в лизинг имущество на балансе лизинговой компании, по мнению участников рынка, немедленно произойдет «лизинговый дефолт». Лизинг станет таким дорогим, что потеряет всякий экономический смысл.
И это при том, что по сути своей лизинг является одним из эффективнейших способов привлечения прямых инвестиций в реальный сектор. Прежде всего в обновление основных фондов. Однако согласно российскому законодательству лизинг -- это просто форма аренды, а вовсе не инвестиционная деятельность. И никакие льготы, с точки зрения законотворцев, ему не положены.
По расчетам экономистов, к 2004 году Россия из-за износа оборудования рискует остаться лишь с половиной дореформенного промышленного потенциала. Только на его восстановление потребуется как минимум 250 млрд долл. Две трети крупных предприятий нуждаются в обновлении основных фондов. Для сравнения: в Европе в прошлом году через механизм лизинга вложено 150 млрд долл. инвестиций, из них 130 млрд долл. -- в основные фонды и 20 млрд долл. -- в недвижимость. На Западе 30% всех инвестиций в основные фонды осуществляется через лизинг. Во многих странах правительства поддерживают лизинговые компании с помощью специальных программ. У нас же в проекте бюджета на 2001 год вообще отсутствуют ассигнования на поддержку лизинга. И это при том, что доля лизинга в общем объеме инвестиций в Россию составляет лишь около 1,5%. А из 1026 компаний, получивших лицензии на лизинговую деятельность, реально работает не больше одной трети, а около 60% рынка составляет «серый» лизинг -- фиктивные лизинговые сделки с целью уменьшения налоговых платежей.
В России эффективно использовать инструмент лизинга мешают многочисленные нестыковки в законодательстве. Во что они обходятся? Вот лишь один пример: из-за отсутствия закона о государственной регистрации прав на воздушные суда и сделки с ними (в Думе он даже не стоит в плане на ближайшие три года) эти сделки надо нотариально заверять. Госпошлина составляет 1,5%, а это 700 тыс. долл. с каждого самолета. И таких "нестыковок" в нашем законодательстве десятки.
То, что с законодательной базой нужно срочно что-то делать, очевидно и для участников рынка, и для законодателей, и для представителей министерств и ведомств. Однако расстановка сил перед решающими баталиями в Госдуме складывается не слишком обнадеживающая. Рынок представляют две группы участников: независимые компании, работающие в основном со средним и малым бизнесом (их меньше) и крупные компании, созданные при наиболее устойчивых банках (такие, как, например, «Энергогазлизингхолд», занимающийся обеспечением лизинговых сделок для предприятий «Газпрома»).
Существует профессиональная ассоциация «Рослизинг», тесно сотрудничающая с депутатом Пузановским -- автором ныне действующего закона «О лизинге», который предлагает слегка «припудрить» законодательство, ничего не меняя по сути. Есть группа депутатов, разработавшая радикальные поправки к закону «О лизинге» и пытающаяся подготовить в Думе и правительстве почву для принятия серьезных решений (за это их периодически обвиняют в желании создать иностранным лизинговым компаниям более благоприятные условия, чем представителям российского бизнеса). Есть еще несколько вариантов поправок, подготовленных другими депутатами. Наконец, есть Министерство экономического развития и торговли и правительство, которое в свое время даже приняло специальное постановление «О мероприятиях по развитию лизинга». Однако большая часть этого документа так и осталась нереализованной.
По утверждению заместителя начальника управления государственных инвестиций Минэкономразвития Евгении Шевелевой, «в связи с нашими неоднократными реорганизациями этот документ, к сожалению, утрачивал силу, потому что соответствующие органы власти прекращали физическое существование. В том числе и Минэкономики. Минэкономразвития на сегодняшний день не является его правопреемником. Поэтому те поручения, которые были закреплены за Министерством экономики, вовсе не автоматически закрепляются теперь за Министерством экономического развития». Одним словом, как пошутил один депутат, «нет министерства, нет проблемы». Создавать новую федеральную программу развития лизинга, по признанию представителей Минэкономразвития, нет никакого смысла -- все, даже существующие, федеральные программы сейчас сокращаются, потому что денег в бюджете на них нет.
А между тем операции на лизинговом рынке начинают потихоньку сворачиваться.
Марина БОРИСОВА