|
|
N°111, 29 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Менты, врачи и президенты
Фестиваль «Сотворение мира» в Казани
«Пресс-конференция музыкального фестиваля -- это не событие, это никому не интересно. Надо, чтоб пришел премьер и его спросили про «марш несогласных». Вот про такое будут писать две недели», -- сокрушался на пресс-конференции Андрей Макаревич, президент фестиваля «Сотворение мира». Мы не стали спрашивать Андрея Вадимовича, откуда такой пессимизм. Вообще-то журналисты знают, что это не совсем так. Пару лет назад, когда «Сотворение» только начиналось, все побывавшие там взахлеб рассказывали о фестивале, а те, кто не попал, жалели и проклинали свою нерасторопность.
Казань -- город аккуратный, чистый и спокойный. Никаких тебе дорожных заторов, никаких очередей. Люди рано ложатся спать и рано встают. Туристы, конечно, есть. Осматривают Казанский кремль, мечети, церкви. Но вообще Казань трудно заподозрить в рок-н-ролльном угаре. А вот поди ж ты -- он есть. Как раз в этом культурном и аккуратном татарском городе уже три года подряд проходит совершенно раблезианский рок-фестиваль. Впрочем, приставка «рок» -- это так, для констатации массовости явления, потому что фишка фестиваля как раз эклектика: русский рок, плюс нерусский рок, плюс этника, плюс вообще какие-то странности (об этом позже). За два прошедших года на «Сотворении» играли и музыканты King Crimson, и финский аккордеонист Киммо Пойхонен, и Кит Эмерсон, и Земфира. Поющая на русском Патти Смит -- это вошло бы в цикл «Легенды и мифы современной России», если б такой существовал. Перечисления можно на этом прекратить: стилевой разброс и так понятен. В этом году звали, вы не поверите, Пола Маккартни. Битловский басист с радостью согласился, но как только он согласился, оказалось, что ничего не стыкуется: в запланированный день у сэра Пола важный концерт, а перенести «Сотворение» на другой день тоже нельзя из-за городских мероприятий. Продюсер фестиваля Сергей Миров с излишней откровенностью сообщил журналистам, что-де «мы рассчитывали на Маккартни, поэтому других мировых суперзвезд особенно не звали». Но лайн-ап фестиваля и в этом году был довольно разнообразным и представительным. Главное, что была выдержана вот эта самая эклектика. А также учтен политический момент. В прошлые годы в разгар российско-грузинского конфликта из-за Южной Осетии на сцене был дуэт осетинской и грузинской певиц. В этом в спешном порядке собрали дуэт киргизско-узбекский, пригласив из соответствующих стран этнозвезду Саламат Садыкову и Мансура Ташматова (когда-то у него были эстрадные хиты вроде "Русских берез" и "Песни о Ташкенте", теперь он на родине занимается джазом). Дуэту дали минут пятнадцать, но они внесли настоящий восточный колорит и, так сказать, выполнили идейную функцию фестиваля. «Сотворение мира», кстати, только по-русски звучит двусмысленно: сотворение какого мира, вещного и тварного? Переводы на иностранные двусмысленность снимают: creation de la paix или die Erschaffung des Friedens -- имеется в виду мир, который не война. Конечно, до политиков невозможно достучаться ничем: ни песнями, ни мольбами -- это понятно. Однако нормальным людям лишний раз показать, что всякие «национальные вопросы» придумывают разные циники, -- это ведь нелишне.
Другие межнациональные проекты не объединяли враждующие нации, нет. Вот, например, коллектив Dissidenten, в котором играют музыканты из Германии и Марокко, -- нормальный качественный world-fusion. Мононациональный Farafina из Буркина-Фасо публику просто сразил. Вокалистка, барабанщики, эпизодически маримба выдают веселые песни с потрясающими ритмическими наслоениями. Британская француженка Летиция Садье (некогда пела в модной в 90-е группе Stereolab) и питерский виолончелист Всеволод Гаккель (участник классического состава группы «Аквариум») исполнили очень приятную, но совершенно камерную программу. Люди слушали с интересом, но, кажется, изюминку не очень раскусили.
«Сотворение» вывело на большую сцену тех, кто считался если не маргиналом, то, так сказать, музыкантом для узкого круга, для внутреннего потребления. Известная с середины 90-х в Москве группа Blast (брит-поп на английском) была представлена как межнациональный коллектив, поскольку там играют болгары и русские, а лидер -- грузин по имени Ношриван. Даром что все они москвичи и работают в Москве уже не один год, но зато с таким позиционированием попали на большой фестиваль, что не может не радовать. Похожая история с интернет-мемом по имени Баймурат «Джими» Аллабериев. Это тот гастарбайтер, который по Интернету поет про «Джимми, Джимми».
Таджикский узбек Аллабериев выступил с питерцами «Маркшейдер кунст» и немного попел сольно, аккомпанируя себе на ведре. Это был его звездный час, его Вудсток. Удивительный человек -- одареннейший профессионал и прирожденный шоумен, управляющий многотысячной толпой как дирижер оркестром. В кои-то веки из глубин Интернета всплыло что-то хорошее, а не обычные дурно сделанные приколы. Хотелось бы, чтобы творчество Аллабериева не закончилось на этом пошлом кавере из фильма «Танцор диско».
На казанской сцене воссоединилась на время екатеринбургская группа «Трек». Там некогда пела Настя Полева, к имени которой, похоже, нужно прибавлять «некая». Полева -- совершенно удивительная певица, наша Siouxsie Sioux или вообще кто угодно. До сих пор не могу понять, почему в сознании народа такая удивительная женщина не заняла место рядом с Земфирой или «Снайперами». В любом случае участие в большом фестивале -- штука полезная.
Питерский «Сплин» сыграл программу из старых хитов (плюс пара песен из последнего альбома) и предсказуемо завел публику. Вокалист Александр Васильев в песне «Мы все больны футболом» упорно заменял «футбол» на «Газпром»; говорят, он так шутит со времен фестиваля «Рок на Волге». Мотивация: «Газпром» питерцев достал. И башней, и вообще. Плевки в сторону олигархов и большого бизнеса -- это настоящий рок-н-ролл вне зависимости от того, нравится вам конкретный «Сплин» или нет.
На новый проект Глеба Самойлова the Matrixx, суицидальный тин-поп с готическим уклоном, собралась соответствующая публика: юные румяные пессимисты, все уже про эту г...нную жизнь понявшие из песен братьев Самойловых.
Наконец, настоящая международная звезда и один из хедлайнеров -- мексиканская группа Molotov. Вот, казалось бы, гитарный рэп на испанском языке -- кому это надо в Казани? А между тем под их песни толпа прыгала и орала как один человек. За кулисами лидер коллектива Тито Фуэнтес сказал мне, что это был потрясающий концерт и потрясающая публика и он очень рад тому, что хотя «люди вроде не должны знать испанский, но они все поняли». А это для музыкантов группы, несущей капиталистическому миру идеи коммунизма, особенно приятно. Сыграли свои хиты разных лет, в частности Dance and Dense Denso, кавер Фалько Rock Me Amadeus, скандальную песню Puto («Проститут») и Gimme tha Power, в которой, по словам Тито, речь идет о том, что «когда народ отдает власть неправильным людям, эти неправильные люди их в конце концов на...вают». Заодно посетовал, что нынешнее мексиканское правительство, мягко говоря, не очень. Что уж у них там за правительство, что на него надо жаловаться даже русскому журналисту, я не знаю. Зато я знаю, что группа Molotov уже полтора десятка лет колесит по свету, продает альбомы платиновыми тиражами и получает латинские «Грэмми». В Казань за группой приехали мексиканские телекомпании, которые четырьмя камерами снимали все выступление. На мой вопрос, по-прежнему ли Molotov верит в коммунизм и социализм (после трех посещений России), Тито ответил, что «верит в здравый смысл».
Закрывали фестиваль тоже безусловные звезды -- «Океан Эльзы» и «Чайф». Чайфовское выступление перешло в джем-сейшн. На сцену вышли все кто мог, от вышеупомянутых Farafina до калифорнийцев Run Run Run. Андрей Макаревич затянул песню Give Peace a Chance с русскими словами, в которых было что-то про ментов, докторов и президентов. Остальные куплеты допевались уже на английском.
Александр БЕЛЯЕВ, Казань--Москва