|
|
N°110, 28 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проложили дорогу
«Газпром нефть» идет в Африку за опытом
«Газпром нефть», не скрывающая своего желания работать на шельфе, но жалующаяся на отсутствие соответствующего опыта, займется разработкой офшорных месторождений. Компания попробует свои силы в зарубежном проекте. В конце прошлой недели президент «Газпром нефти» Александр Дюков и министр горного дела, промышленности и энергетики Экваториальной Гвинеи Марселино Овоно Эдду подписали соглашение о разделе продукции по двум морским разведочным блокам. Как заявил г-н Дюков, по предварительным оценкам, инвестиции составят по 1,5 млрд долл. на каждый блок. Эксперты полагают, что вложения «Газпром нефти» окупятся прежде всего опытом, который позволит компании реализовать планы по выходу на российский шельф.
На этапе геологоразведки доля «Газпром нефти» в проекте составит 80%, а государственной GEPetrol -- 20%, говорится в сообщении «Газпром нефти». Российская компания как оператор будет «нести принятые в таких проектах финансовые обязательства по выплате бонусов государству, приобретению геолого-технической информации, а также проведению геологоразведочной программы». Суммарные запасы двух блоков оцениваются примерно в 110 млн тонн нефти. Пиковый объем добычи нефти может составлять 6--7 млн тонн в год. Геологоразведочные работы должны начаться до конца года, а в 2012-м планируется пробурить первые разведочные скважины на блоках. Их эксплуатационный период составит по нефти 30 лет, а по газу -- 35. Финансовые подробности проекта в «Газпром нефти» пока не раскрывают.
Подписанное соглашение в правительстве Экваториальной Гвинеи считают историческим: «Газпром нефть» -- первая российская компания, начавшая нефтегазовый бизнес в этой стране. «Представители властей очень серьезно и высоко ценят подписанное соглашение. Мы считаем его важным актом в истории наших отношений, так как такой крупный партнер, как Россия, впервые начнет участвовать в нашем нефтяном секторе. До сих пор в нем доминировали американские компании», -- заявил г-н Эдду. В российском правительстве тоже высоко оценили перспективы российско-гвинейского нефтегазового сотрудничества. «Газпром нефть», выйдя на стратегические договоренности, проложила российским компаниям широкую дорогу в эту страну. Сотрудничество будет развиваться не только в нефтяной сфере, но и в других отраслях», -- заявил глава Минэнерго Сергей Шматко, также принявший участие в подписании документа.
Впрочем, еще более значимо это соглашение для самой компании, которой важна не столько гвинейская нефть, сколько навык работы на шельфе. «Не секрет, что у российских компаний фактически нет опыта эксплуатации шельфовых месторождений, не говоря уже о глубоководных месторождениях. Я честно говорю: у нас нет этого опыта и мы действительно заинтересованы в том, чтобы его приобретать», -- говорил в мае вице-президент «Газпром нефти» Борис Зильберминц.
Между тем, по словам аналитика Валерия Нестерова из «Тройки Диалога», шельф Атлантики глубоководный, и после аварии в Мексиканским заливе придется уделять повышенное внимание безопасности, что отразится на стоимости проекта. «Компании без опыта участвовать в подобном проекте, конечно, непросто, прежде всего потому, что у нее нет опыта. Но именно за ним она и пришла в Африку, ведь скорее всего «Газпром нефти» придется заняться и разработкой отечественного шельфа», -- считает эксперт.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ