|
|
N°110, 28 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безалкогольная бормотуха
«Необычайные приключения Адель» на закрытии XXXII ММКФ
В 1912 году популярная парижская беллетристка и искательница приключений Адель Блан-Сек (Луиза Бургуэн), чья фамилия в переводе означает «белое сухое вино», возвращается из путешествия по Египту, где в лабиринтах фараоновых гробниц безуспешно пыталась разыскать лекарство для своей сестрицы Агаты (Лаура де Тоннер), некоторое время назад впавшей в кому после одного, мягко говоря, неудачного теннисного сета. А столица Франции к ее приезду охвачена паникой: в музее естественной истории из доисторического яйца вылупливается птеродактиль, с самого рождения обладающий отменным аппетитом, каковой и удовлетворяет, закусывая то жандармами, то еще каким-нибудь мелким безрогим скотом. Так что Адели приходится одновременно разбираться с крылатым ящером и продолжать искать панацею для сестры, в результате чего в египетском зале Лувра вылезает из саркофага Рамзес Второй со своей многочисленной мумифицированной свитой...
Последние пять лет Люк Бессон не снимал игрового кино, будучи по-стахановски занятый продюсированием французского мейнстрима, написанием сценариев для своих подопечных и устраиваясь в режиссерском кресле только ради мультипликационных «Минипутов». Почему для своей новой самостоятельной постановки он выбрал именно экранизацию знаменитой серии комиксов Жака Арди, догадаться несложно: в следующем году на экраны выходит новый фильм Стивена Спилберга «Приключения Тин-Тина: Секрет единорога», снятый по мотивам классической рисованной истории бельгийца Эрже -- и там речь тоже идет про неутомимого путешественника первой половине ХХ века. Подобно настоящему профессионалу категории «Б» (в какового Бессон трансформировался в последнее время из былого классика «новой волны»), он не преминул использовать идеи старших голливудских товарищей еще на уровне подготовительного периода. В этом нет ничего само по себе зазорного, если бы получившийся у него продукт не оставлял такого отвратительного (право, другого слова и не подберешь) послевкусия -- будто вместо бокала пресловутого «белого сухого» глотнул прокисшего на изнурительной летней жаре винного уксуса. Обещанные в названии «невероятные приключения» оборачиваются тяжеловесными, утомительными, вызывающими изжогу на чисто физиологическом уровне кривляниями, изрядно сдобренными откровенно плохими спецэффектами (в них невозможно при всем желании обнаружить вроде бы предполагаемую стилизацию под трюки Жоржа Мельеса -- они просто дурно исполнены с чисто технической точки зрения) и шутками, которые постеснялись бы включить в свой репертуар даже «новые русские бабки». Время от времени в ход идет прямой плагиат -- в диапазоне от «Амели» Жана-Пьера Жене до «Мумии» Стивена Соммерса, но даже украсть в данном случае ничего толком не получается: шапка на воре не горит, а в лучшем случае тлеет, источая противный удушливый чад. Меньше чем за два часа (хотя кажется, что прошло все четыре) на экране не появляется ни одного мало-мальски обаятельного персонажа -- все они напоминают вовсе не оживших героев комиксов, а оживленных с помощью вудуиста-троечника персонажей заштатного музея восковых фигур. В этом Бессон сумел переплюнуть даже самого себя -- казалось, что более противных киногероев, чем придуманные им минипуты, представить невозможно, ан нет -- по сравнению с героями «Адели» даже они кажутся едва ли не очаровашками. Особенно жутко наблюдать за собственно Аделью, которую теперь волей-неволей придется поминать через запятую в одном ряду с классическими бессоновскими героинями -- Никитой, Матильдой, Ли-Лу, Ангелом-А.
Самое же фатальное, что фильм не дает возможности ответить даже на принципиальный вопрос: что случилось? Видим ли мы перед собой сознательную, сварганенную спустя рукава халтуру, рассчитанную на невзыскательного зрителя, которого Бессон взрастил с помощью своих продюсерских проектов (за редким исключением все фильмы, в титрах которых появлялось его имя за отчетный период, были сделаны на уровне отечественного перестроечного трэша), или это настоящая, искренняя неудача, подтверждение полнейшей профнепригодности, окончательной утраты былого дара, свидетельство не нежелания, а уже невозможности снять что-то приличное? Не дает ответа.
P.S. Во французском прокате фильм с бюджетом 25 млн евро собрал приблизительно треть потраченных на него денег. В российский прокат «Невероятные приключения Адель» выходят 22 июля.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ