Россия и Украина восстанавливают полномасштабное и взаимовыгодное военное и военно-техническое сотрудничество. Такой оптимистический итог был подведен на прошедшем в конце недели в приморском поселке Партенит в Крыму третьем заседании подкомитета по вопросам безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии. Этот подкомитет возглавляют министры обороны двух стран -- Анатолий Сердюков и Михаил Ежель. На заседании обе стороны продемонстрировали интерес к расширению сотрудничества и контактов военных ведомств.
Военные министры подчеркнули: большой вклад в обеспечение стабильности и безопасности в причерноморском регионе и на Кавказе внесло
соглашение о пролонгации до 2042 года пребывания Черноморского флота России на Украине с возможностью продления этого срока еще на пять лет. Это соглашение, напомним, было подписано президентами двух стран 21 апреля 2010 года в Харькове. "Теперь предстоит проделать масштабную работу по налаживанию конструктивного взаимодействия наших флотов", -- отметил российский министр Анатолий Сердюков. Как уже было объявлено ранее, с 2011 года российско-украинские военно-морские учения "Фарватер мира" будут проводиться ежегодно с привлечением всех компонентов Черноморского флота России и ВМС Украины. Министерства обороны России и Украины высказались также за взаимное участие представителей вооруженных сил двух стран в основных мероприятиях оперативной и боевой подготовки. В частности, планируется привлекать военнослужащих двух армий для участия в учениях, которые будут проходить на территории одной из сторон.
Похоже, разрешена и еще одна застарелая проблема российско-украинских взаимоотношений: Россия в ближайшие годы будет использовать авиационный полигон НИТКА -- наземный испытательный тренажер корабельной авиации -- в районе города Саки в Крыму для тренировок палубной авиации России. Хотя подобный тренажер уже строится на территории России, идет согласование с украинской стороной по поводу технического состояния полигона НИТКА, порядка формирования цены и расчетов за предоставленные услуги. Тренажер НИТКА достался Украине после развала Советского Союза. Комплекс был создан 1983 году для тренировок летчиков палубной авиации ВМФ СССР. Тренажер на аэродроме Новофедоровка имитирует палубу авианосца, на которую должны садиться самолеты палубной авиации.
Прошли переговоры и по военно-техническому сотрудничеству. Россияне заверили украинцев в своем стремлении к скорейшему налаживанию серийного производства военно-транспортных самолетов Ан-70. "Российская сторона принимает все необходимые меры для скорейшего завершения этапа опытно-конструкторских работ и перехода к серийному производству и поставкам самолетов", -- сказал Анатолий Сердюков. В настоящее время совместно с Украиной идет активная работа над этим проектом. Ан-70 -- среднемагистральный грузовой оперативно-тактический военно-транспортный самолет. Он придет на смену морально и физически устаревшему Ан-12. Первый полет Ан-70 состоялся 16 декабря 1994 года в Киеве. Самолет предназначен для транспортировки грузов массой до 47 тонн, десантирования парашютистов и техники.
Участники совещания считают, что есть большие перспективы в деле развития кооперации предприятий военной промышленности России и Украины. Россияне предлагают привлечь украинские предприятия для утилизации боеприпасов, вооружений и военной техники Черноморского флота. Планируется организовать взаимодействие в области технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники -- российское ОАО "Оборонпром" заключит соответствующие договоры с украинскими ремонтными предприятиями.
Министр обороны России выразил уверенность в том, что и следующее заседание подкомитета, которое состоится в России в четвертом квартале этого года, также пройдет в духе взаимного партнерства. С учетом внутриполитических тенденций, возобладавших на Украине после победы Виктора Януковича на президентских выборах, а также принимая во внимание очевидные экономические выгоды, полученные Украиной в обмен на согласие по Черноморскому флоту, сомневаться в этом почти не приходится.