Время новостей
     N°110, 28 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.06.2010
Нескучная Валенсия
Группа пилотов наказана пятисекундным штрафом
Девятый этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» закончился победой пилота «Ред Булл» Себастьяна Феттеля из Германии, опередившего финишировавших на втором и третьем месте англичан из «Макларена» Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона. Таким образом, автоспортивный пролог к футбольной битве двух принципиальных соперников на мировом первенстве в ЮАР выиграли немцы. Победа в матче плей-офф мундиаля тоже досталась Германии.

В Валенсию сразу несколько ведущих команд привезли обновленные машины. С начала сезона всех основных претендентов на чемпионский титул интересовал секрет скорости болидов «Ред Булл». Время шло, «быки» оставались быстрейшими в квалификациях, а потом принялись громить конкурентов и в гонках, а раскрыть, за счет чего Феттель и Уэббер добиваются такого преимущества в скорости, никак не удавалось. Механики команды как зеницу ока охраняли заднюю часть машины, надежно укрывая ее чехлами от любопытных взглядов. В прессе появилась даже информация, что непримиримые до того противники из «Макларена», «Феррари» и «Мерседеса» договорились объединить усилия в работе над разгадкой этой тайны. Тайный союз дал-таки результат, и в июне просочились первые сведения, что в «Феррари» работают над новой схемой выхлопной системы, с помощью которой отработанные газы создают дополнительную прижимную силу. Именно такая необычная система с выхлопом не вверх по бокам моторного отсека, как было принято раньше, а назад и вниз. Новинка получила название «выдувной диффузор», и скоро над ней вовсю трудились инженеры и других команд.

К Гран-при Европы на подобную схему перешли в «Феррари», «Рено» и «Мерседесе». В «Макларене» решили не торопиться. Английская команда после двух подряд побед в Стамбуле и Монреале могла себе позволить такую роскошь. В свою очередь и в «Ред Булл», чувствуя дыхание конкурентов, решились использовать модный воздуховод, регулирующий поток воздуха на заднее крыло, который впервые появился как раз на «Макларенах». Результатом такого технического кругооборота по идее должно было стать уравнивание сил противоборствующих сторон. Однако в квалификации за пилотами «Ред Булл» было вновь не угнаться. Феттель и Уэббер в одиночку разыграли поул: молодой немец на этот раз опередил напарника. Неожиданно провалились оба «Мерседеса», что позволило нашему Виталию Петрову во второй раз пробиться в финальную стадию квалификации и занять неплохое десятое место на старте.

Для Петрова Валенсия -- удачное место. В прошлом году он здесь победил на этапе в чемпионате серии GT2, да к тому же этот испанский город Виталий выбрал в качестве своей европейской резиденции. Так что на этой почти домашней трассе Петров мог рассчитывать на успешное выступление. Но обычно хорошо стартующий россиянин на этот раз ошибся именно в начале гонки. Видимо, сказался горький опыт Монреаля, где Петрова наказали за фальстарт, и пилот «Рено» проявил излишнюю осторожность. Как-то незаметно его оттеснили сразу на пять позиций, и после этого, как Виталий ни старался, вернуться в очковую зону ему не удалось.

Несмотря на молодость этапа в Валенсии, у этой городской трассы уже появилась устойчивая репутация, и отнюдь не лестная. Скучная и медленная, лишенная изюминки, она казалась пародией на свою старшую сестру из Монако, и у зрителей третья встреча с ней энтузиазма не вызывала. Опасения подтвердились лишь отчасти: несмотря на то что Феттель, стартовав первым, первым же и финишировал, событий на трассе было хоть отбавляй. Первым отличился недавний лидер личного зачета Марк Уэббер. Не выдержав жесткого пресса со стороны Хэмилтона (пилот «Макларена» в пылу борьбы даже повредил передний обтекатель), австралиец откатился далеко назад. После пит-стопа Уэббер уперся в «Лотус» Хейкки Ковалайнена. Финн, чья команда проводила юбилейный, 500-й Гран-при, не собирался без боя пропускать вперед более быструю машину Уэббера. Схватка была скоротечной и закончилась убедительной победой пилота «Лотуса». Уэббер пропустил момент, когда Ковалайнен начал тормозить перед поворотом, и налетел на заднее колесо его машины. «Ред Булл», окрыленный, словно в рекламе, тут же взмыл носом вверх в голубое испанское небо и, совершив сальто через голову своего рулевого, приземлился в отбойнике. Марк, к счастью, не пострадал и самостоятельно смог выбраться из машины.

Появившийся после аварии пейс-кар внес замешательство в пелотоне. Кто-то, как Хэмилтон, рванул на пит-стоп, обгоняя по пути машину безопасности, кто-то, как целая группа гонщиков, также поторопился свернуть на пит-лейн, а кто-то, как пилоты «Феррари», наоборот, замешкался и потерял слишком много. Однако Хэмилтон получил наказание уже на трассе, а превышение скорости под пейс-каром сразу девятью пилотами стюарды решили разобрать после гонки. Так что соблюдавший все правила Алонсо, жаловавшийся после финиша на поведение Хэмилтона, еще может подняться выше и заработать несколько дополнительных очков.

Рискнувший вообще не посещать боксы Камуи Кобаяси на какое-то время оказался в призовой тройке. Хэмилтон, наказанный проездом по пит-лейн, несильно пострадал от судейского решения и смог сохранить вторую позицию даже после отбытия штрафа. Надежно прикрытый медленным «Заубером» Кобаяси Хэмилтон повел планомерное наступление на лидирующего Феттеля, но это был не день англичан, несмотря на синхронный финиш пилотов «Макларена» на подиуме. А геройски проведший гонку Кобаяси успел отличиться на последних кругах. Японцу все-таки пришлось ближе к финишу совершить обязательную замену шин, и эта процедура отбросила его на девятое место. Но несколько быстрых кругов на свежей резине, и Камуи подобрался к Алонсо с Буэми, сражавшимися за седьмую позицию. Два красивых маневра в исполнении японца позволили опередить и испанца, и швейцарца и стали настоящим украшением Гран-при Европы 2010 года.

Спустя два часа после окончания гонки, рассмотрев нарушение девяти гонщиков, превысивших разрешенную скорость за машиной безопасности, судьи наказали их прибавкой пяти секунд к итоговому результату. В число получивших штраф попали Баттон, Баррикелло, Хюлкенберг, Кубица, Петров, Сутил, Буэми, де ла Роса и Лиуцци.

В пересмотренном протоколе гонки первые семь гонщиков сохранили свои позиции, Алонсо поднялся с девятого места на восьмое, опередив Буэми, а Росберг -- на десятое, опередив Петрова и де ла Росу.

Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». 9-й этап. Гран-при Европы. Валенсия (Испания). 1. Феттель («Ред Булл») -- 1 час 40 мин. 29,5 сек. 2. Хэмилтон («Макларен») -- отставание 5,0 сек. 3. Баттон* («Макларен») -- 12,6. 4. Баррикелло* («Уильямс») -- 25,6. 5. Кубица* («Рено») -- 27,1. 6. Сутил* («Форс Индия») -- 30,1. 7. Кобаяси («БМВ-Заубер») -- 30,9. 8. Алонсо («Феррари») -- 32,8. 9. Буэми* («Торо Россо») -- 36,2. 10. Росберг («Мерседес») -- 44,3... 14. Петров* («Рено») -- 48,2. Примечание: * с учетом пятисекундных штрафов. Чемпионат пилотов. Хэмилтон -- 127 очков, Баттон -- 121, Феттель -- 115, Уэббер («Ред Булл») -- 103, Алонсо -- 98. Кубок конструкторов. «Макларен» -- 248 баллов, «Ред Булл» -- 218, «Феррари» -- 165.


Дмитрий СИТНИК