|
|
N°139, 05 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бог просто устал
Бог впал в депрессию и не выходит на связь, небесное воинство деморализовано, в аду торопятся праздновать победу. А наиболее продвинутые сотрудники адской канцелярии даже предлагают установить в кабинетах кондиционеры, чтобы было не так жарко. Самое время для решающей битвы между силами добра и зла. Полем ее, как и положено, становится душа человеческая. Ангел добра (Абриль) и посланница зла (Крус) спускаются на землю и начинают борьбу за душу боксера (Демиан Бихир), о спасении которой взмолилась забытая им мать. Абриль воплощается в жену боксера Лолу, которая бросила его пару лет назад, а теперь вновь появляется на пороге, смотрит преданно и нежно, умоляет бросить жестокий спорт и написать письмо матери (интернировали ли небесные силы настоящую жену на время проведения эксперимента -- во избежание недоразумений, в фильме не сообщается). А Крус предстает в обличье племянницы из провинции, которая разжигает в туповатом боксере -- нет, не похоть, но честолюбие -- и уговаривает вернуться на ринг.
Такова завязка испанской киномистерии «Нет вестей от бога» Агустина Диаса Яниса. В учебниках по сценарному мастерству это именуется «стопроцентный сюжет». Так называют удачную сценарную идею, которую можно изложить в двух-трех фразах, -- и будет уже интересно. Примеры? Пожалуйста: детектив, страдающий помрачением рассудка, расследует преступления, совершенные им самим («Сердце ангела» Алана Паркера). Или: молодой художник влюбляется в девушку на борту «Титаника» (тут пояснения не требуются).
«Нет вестей от бога» принадлежат как раз к такому типу картин: интригующая завязка, огромное поле для воображения и режиссерских кунштюков. Увы, фильмы со «стопроцентным сюжетом» бывают хорошими только в том случае, когда эффектная идея получает стопроцентное воплощение. Когда же сам фильм не дотягивает до уровня блистательной заявки на успех, содержащейся в краткой аннотации, смотреть его скучно и неприятно.
«Нет вестей от бога» исполнен не то чтобы плохо, но неталантливо. Что может быть банальнее, чем представить ад в виде огромной тюрьмы? Достоевского почитали бы, что ли. Да и рай, показанный в фильме в образе черно-белого Парижа, обитатели которого коротают вечность за просмотром музыкальных номеров в варьете, мягко говоря, неубедителен. И уж совсем необъясним центральный персонаж -- боксер, за судьбу которого должны переживать зрители. Сидишь в зале и мучаешься вопросом: ну какое мне дело до этого тормоза?
Актеры, на которых я, честно говоря, очень рассчитывал, идя на этот фильм, работают мимо цели. Испано-голливудская красавица Пенелопа Крус в очередной раз доказывает, что номинация на «Золотую малину» в этом году была неслучайной, и она еще обязательно получит премию за худшую женскую роль. Пожелаем девушке успеха. У Виктории Абриль («Свяжи меня!», «Высокие каблуки», «Кика») есть пара смешных моментов, когда героиня Крус учит ее целиться из пистолета, и один потрясающий музыкальный номер. Но это все. Фанни Ардан в роли высокопоставленного ангела привычно эфектна, но в уста ее вложены убийственно банальные сентенции. Да и вообще все рассуждения об уставшем боге и том, что добро и зло -- два сапога пара, произведут впечатление в лучшем случае на любознательного восьмиклассника.
При всем при том «Нет вестей от бога» найдет своего зрителя: забавная идея и актерские имена сделают свое дело. И можно, наверное, было бы не писать эту рецензию: подумаешь, еще одно кино второго сорта. Если бы не одно маленькое чудо, ради которого, быть может, все-таки стоит посмотреть этот фильм. Каждый раз, когда на экране появляется молодой мексиканский актер Гаэль Гарсиа Берналь («Сука-любовь», «И твою маму тоже»), забываешь и про вялую режиссуру, и про банальные диалоги, и про отсутствие фантазии. Его дьявол, разгуливающий по аду в костюмах с брусничной искрой, -- самоуверенный, щеголеватый, обаятельный, уязвимый и несчастный -- это настоящая удача. И рядом с ней недостатки фильма становятся еще заметнее. Зато наглядно демонстрируется различие между вторым сортом и высшим.
Алексей МЕДВЕДЕВ