|
|
N°108, 24 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Устойчивость кровли
Дмитрий Медведев проявил знание горного дела
Президент России рекомендовал вчера отправить на доработку поправки в законодательство, вводящие обязательную дегазацию угольных шахт. Законопроект, который Госдума приняла вскоре после унесшей жизни более 90 человек майской трагедии на шахте «Распадская», показался главе государства недостаточно проработанным и не создающим гарантии безопасности труда горняков.
48% российских угольных шахт относится к метаноопасным. Единственным документом, регламентирующим сегодня проведение мер безопасности, являются «Методические рекомендации о порядке дегазации угольных шахт». В мировой практике законодательно устанавливается допустимый порог газоопасности угольных пластов. Такой подход обязывает собственников шахт перед началом горных работ удалять основную массу газа из горной выработки, проще говоря, усиленно вентилировать.
Напомним, что взрыв на «Распадской» произошел в ночь на 9 мая, а уже 21 мая поправки в законы «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» и «О недрах», пролежавшие до этого в Госдуме более двух лет, были приняты в первом чтении. Не помогло даже противодействие собственников шахт, доказывавших, что обязательное введение таких дорогостоящих мероприятий приведет к массовому банкротству угольных компаний. Впрочем, указывает аналитик ИФД «Капитал» Ольга Митрофанова, угольное лобби в отличие, например, от металлургического никогда не считалось особенно сильным.
Ожидалось, что в следующую пятницу поправки примут во втором чтении, но теперь ясно, что этого не произойдет. Как сказано в пояснительной записке Кремля, условия безопасного ведения горных работ в документе сводятся лишь к дегазации, хотя безопасность определяется также устойчивостью кровли и стенок горных выработок, концентрацией угольной пыли, возможностью возгорания каменного угля и другими факторами. К тому же включение условий дегазации в лицензию пока не имеет обратной силы и, соответственно, не затронет компании, уже владеющие лицензиями. В связи с этим президент предлагает предусмотреть в законопроекте другой механизм, обязывающий лицензиата принимать меры по дегазации в оперативном режиме.
Но главная претензия связана именно со стоимостью этих мер. Дмитрий Медведев потребовал оценить, в какой мере практическая реализация норм законопроекта повлияет на рентабельность организаций. В заключении говорится, что «дегазация является довольно затратным мероприятием, которое требует более глубокого финансово-экономического анализа». Поэтому перед дальнейшей работой над законом депутаты должны выяснить, не приведут ли эти новации к «росту социальной напряженности из-за простоя или закрытия шахт в связи с проведением дегазации».
«В целом ситуация по отрасли очень непростая. И любые дополнительные расходы могут серьезно осложнить положение компаний», -- сказал корреспонденту "Времени новостей" аналитик Банка Москвы Юрий Волов. Причем речь идет не только о собственниках угольных шахт, но и о рядовых шахтерах. Не секрет, что зачастую горняки сами блокируют датчики метана, чтобы не останавливать работу. На той же «Распадской» тарифная часть зарплаты составляла 45%, а премиальная -- 65%. «Четкое соблюдение технологии -- это издержки производства, которые списываются за счет недополученных премиальных в заработной плате работников. Поэтому технология производства и не выполняется. При современных формах заработной платы в соблюдении технологии производства не заинтересован никто из работников», -- это выдержка из обращения участников митинга памяти погибших горняков «Распадской», прошедшего 16 июня в Омске.
Однако повышать безопасность при добыче угля закрытым способом все равно необходимо. Государство не может спокойно смотреть, как его собственные граждане ежедневно рискуют жизнью для того, чтобы прокормить семью. Но в таком случае государство же должно позаботиться о том, чтобы повышение безопасности не било по карману. «Очевидно, что принятие этого закона скажется на рентабельности производства, и, как мне кажется, государство должно законодательно не допустить возможного перекладывания расходов на дегазацию и упущенные прибыли, вызванные простоем, на шахтеров, так как их зарплата состоит из основной части и премии за выработку. В любом случае я не считаю, что доработанная версия вызовет значительный рост социальной напряженности, так как, во-первых, закон направлен на безопасность самих шахтеров, а во-вторых, государству необходимо законодательно установить финансовые гарантии для шахтеров на время возможного простоя шахты», -- пояснил «Времени новостей» аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Лобазов.
Существуют разные механизмы, благодаря которым государство может компенсировать собственникам шахт необходимые, но дорогостоящие вложения. По словам Ольги Митрофановой, поправки в налоговое законодательство в части налога на добычу природных ископаемых (НДПИ), по которым угольщикам будут предоставляться налоговые вычеты на расходы, потраченные на улучшение технологических условий производства, как раз и должны стать этой компенсацией. Эти поправки уже приняты Госдумой в первом чтении в прошлую пятницу. По сведениям "Времени новостей", сегодня эти предложения будут обсуждаться на совещании, посвященном восстановлению шахты «Распадская», которое премьер-министр Владимир Путин проведет в Новокузнецке.
Вера СИТНИНА