Последние кадровые перестановки в Министерстве обороны повлекут за собой и определенные структурные изменения военного ведомства. Это следует из заявлений, которые сделал сразу после вступления в новую должность назначенный накануне первым заместителем министра обороны генерал-полковник Владимир Поповкин. В интервью «Российской газете» он сообщил, что административные и оперативные функции в военном ведомстве будут разделены. «Создается гражданский ствол, который будет обеспечивать войска. А второй ствол -- это проведение боевой подготовки, всех войсковых мероприятий, связанных с эксплуатацией, применением вооружения и военной техники. Решено закупки вооружения, всего другого вывести из обязанностей начальника тыла и начальника вооружения и назначить ответственного человека, который все это будет заказывать и закупать», -- сказал г-н Поповкин, добавив, что взять на себя эту функцию поручено непосредственно ему. Таким образом, как и предполагала газета "Время новостей"
(см. номер от 23 июня), в мирное время более обширными полномочиями, чем г-н Поповкин, в Минобороны будет обладать лишь один человек -- сам министр Анатолий Сердюков.
По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, слухи о том, что в армии могут появиться два «ствола», ходили и раньше. Но с такой исчерпывающей ясностью об этом сказано впервые. По мнению эксперта, значимость «стволов» будет напрямую зависеть от политических обстоятельств: во время войны, разумеется, главнее будет начальник Генштаба Николай Макаров, в мирное время -- г-н Поповкин.
«Сама идея развести административные и оперативные функции Минобороны обусловлена тем, что времена «холодной войны» остались в прошлом. У военного ведомства сейчас масса функций, не связанных непосредственно с ведением боевых действий. Достаточно сказать, что это главный получатель бюджетных средств. Кроме того, если не считать чиновничью корпорацию, Минобороны -- это крупнейший отечественный работодатель. Появление двух «стволов» вполне естественно для военного ведомства, действующего в стране, где существует гражданский контроль над вооруженными силами», -- сказал г-н Пухов «Времени новостей».
Председатель комиссии по политике безопасности и экспертизе военного законодательства при Министерстве обороны Виталий Шлыков убежден, что идея создать два «ствола» продиктована здравым смыслом. «Все Минобороны должно быть гражданским. Не только глава ведомства, но и его аппарат. В частности, именно гражданские, а не военные должны заниматься закупками вооружений», -- сказал он «Времени новостей». По мнению г-на Шлыкова, преобладание гражданских в военном ведомстве является нормой для развитых стран. Мера, о которой объявил г-н Поповкин, -- это шаг на пути к приведению отечественного Минобороны в соответствие с мировыми стандартами.
Число гражданских сотрудников в Минобороны будет постоянно увеличиваться, продолжил эксперт. И по рангу они не будут уступать военным, поскольку им перейдут функции, находившиеся прежде в ведении генералов. «Каждый должен заниматься своим делом. Военные -- боевой подготовкой, гражданские -- закупками. Сердюков потребовал, чтобы никто больше трех лет не сидел на одном месте. Но это относится именно к военным. А закупочная деятельность требует высокой квалификации и опыта. Проще говоря, чем дольше человек находится на одном месте, занимаясь закупками, тем лучше это у него получается», -- сказал г-н Шлыков.
Частичным подтверждением тезиса об увеличении количества гражданских служащих в Министерстве обороны стали слова заместителя министра обороны Николая Панкова. Выступая вчера на «круглом столе», посвященном актуальным проблемам социально-правового обеспечения формирования нового облика Вооруженных сил РФ и перспективе их разрешения, он заявил, что часть увольняемых в рамках военной реформы офицеров будут трудоустроены на гражданские должности в военном ведомстве. «Мы привлекаем увольняемых офицеров в качестве гражданского персонала на тех должностях, которые ранее замещались офицерами. У нас есть примеры, где ранее структуры военные стали полностью гражданскими. Военные комиссариаты, например. Много гражданских должностей в военно-учебных заведениях. И в органах военного управления всех уровней. Мы полагаем, увольняемые офицеры и сейчас, и впредь будут востребованы очень активно», -- сказал г-н Панков.