|
|
N°139, 05 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы с тобой два берега
США приравняли Тайвань к союзникам по НАТО
На этой неделе плохие отношения между материковым Китаем и Тайванем раскалятся еще больше. В минувшую субботу тайваньский лидер Чэнь Шуй-бянь наступил на чувствительную мозоль пекинского руководства, заговорив о референдуме по независимости острова. Эта тема так взрывоопасна, что сразу же после избрания на пост президента весной 2000 года Чэнь обещал ее не поднимать, пока Китай не нападет на остров. Нынешний выпад разозлит Пекин, поклявшийся ответить войной на декларацию о независимости Тайваня.
Выступая по телемосту перед 29-м ежегодным собранием Всемирной федерации ассоциации тайваньцев в Токио, Чэнь Шуй-бянь высказал две крамольные мысли. Он не только призвал единомышленников осознать «важность и срочность» подготовки парламентского законопроекта о референдуме (сейчас такого правового акта на острове нет), но и дал характеристику отношениям между Тайбэем и Пекином. Перечеркнув косметические формулировки, позволяющие сторонам делать вид, что обе они принадлежат к одной стране, Чэнь заявил: «На разных берегах Тайваньского пролива находятся разные государства. Это должно быть ясно».
В последние недели Чэнь Шуй-бянь повторял, что если Пекин будет обижать Тайбэй и переманивать на свою сторону последних дипломатических союзников (в прошлом месяце КНР перекупила на свою сторону карликовое государство Науру), то остров пойдет «своим путем».
Сочувствующие политики говорят, что Чэнь пытался шокировать Пекин, чтобы вынудить материк смягчить позиции в контактах с островом. Однако трехлетний застой в переговорах начался с того, что в 1999 году тогдашний президент Ли Дэн-хуэй заговорил об «особых межгосударственных отношениях» между Тайбэем и Пекином. Тогда это страшно разгневало китайские власти, которые потребовали, чтобы Тайбэй признал себя частью «одного Китая». Реакция Пекина на похожую формулу «один берег -- одно государство» вряд ли будет более сдержанной.
Лидеры тайваньской политической оппозиции упрекают Чэнь Шуй-бяня в том, что он дразнил Пекин в интересах возглавляемой им Демократической прогрессивной партии (ДПП). В этом есть доля истины -- накануне выборов партии и ее лидеру пора думать о рейтинге, а избиратели разочарованы отсутствием прогресса в отношениях с Пекином.
Внешняя обстановка благоприятствовала ужесточению позиции Тайбэя. США говорят о решимости «защищать Тайвань всеми силами», чего не было во времена Клинтона. На днях Джордж Буш подписал бюджетный закон, в котором Тайвань наряду с НАТО, Японией и Южной Кореей назван в числе союзников США, которым Вашингтон может направлять свои воинские контингенты. США вряд ли позволят Тайбэю провозгласить независимость, так как они не хотят оказаться втянутыми в военный конфликт с КНР. Однако официальный статус привилегированного друга Америки дает Тайбэю широкое поле для маневра в отношениях с Пекином.
Пекинскому руководству сейчас не до Тайваня -- на носу судьбоносный съезд китайской компартии, на котором осуществится смена политической власти. Руководство КНР нуждается в том, чтобы «смена караула» прошла в условиях стабильности. Пекину придется закрыть глаза на политические шалости Тайбэя, ограничившись словесной критикой «сепаратистов». «Сведение счетов» потерпит до тех пор, пока новое поколение руководителей прочно встанет у руля политической власти в Пекине, а китайская армия овладеет новыми видами оружия.
Александр ЛОМАНОВ