Время новостей
     N°107, 23 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.06.2010
Дело закрыто
Российская делегация в ПАСЕ впервые поддержала резолюцию по Северному Кавказу
Оптимистические ожидания российских правозащитников оправдались: вчера на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге российская делегация впервые поддержала резолюцию по Северному Кавказу.

Глава российской делегации в ПАСЕ, председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев рассказал газете "Время новостей", что консолидированного голосования россиян по резолюции не было. Некоторые из участников делегации, включая самого г-на Косачева, предпочли воздержаться, поскольку в резолюции и предшествовавшем ей докладе содержались пункты, с которыми им трудно согласиться. "Но никто из членов делегации не нажал кнопку "против", -- отметил г-н Косачев. До сих пор российская делегация стойко возражала против северокавказских резолюций европарламентариев.

Как уже писала газета "Время новостей", резолюция была принята вчера после слушаний по докладу Дика Марти, посетившего в марте этого года Дагестан, Чечню и Ингушетию. Дик Марти -- новый спецдокладчик ПАСЕ по Северному Кавказу. До него ассамблея концентрировала свое внимание преимущественно на ситуации в Чечне, последний "чеченский" доклад слушался уже несколько лет назад. К нынешней сессии ПАСЕ решила вновь изучить северокавказскую ситуацию.

Г-н Косачев объясняет такое возобновление интереса двумя причинами, каждая из которых выглядит как противоположность другой: с одной стороны, время, по мнению главы российской делегации в Страсбурге, играет на нашей стороне, потому что положение дел на Северном Кавказе постепенно "приближается к нормальному". Поэтому нынешний доклад, в котором признаются и даже приветствуются существенные позитивные сдвиги, лучше, чем тот, который мог бы получиться, к примеру, два года назад. С другой стороны, трудно спорить с тем, что нынешняя ситуация на Северном Кавказе заслуживает самого пристального внимания, раз она заняла почти половину прошлогоднего послания президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию.

Можно считать, что сигнал г-на Медведева, который демонстрирует высокую степень заинтересованности в решении проблемы Северного Кавказа, дошел и до Страсбурга. Причем не только до российской делегации, но и до группы, готовившей доклад, и до большинства членов ассамблеи. Россия и Европа, долгое время придерживавшиеся диаметрально противоположных оценок происходящего на Кавказе, как будто бы и впрямь сближают позиции.

В Европе не могли не оценить, что новая северокавказская стратегия, контуры которой обозначил Дмитрий Медведев в минувшем и нынешнем году, делает упор не только и не столько на силовые методы подавления вооруженной и любой другой оппозиции, сколько на выравнивание социально-экономического фона Северного Кавказа и создание условий для того, чтобы у молодежи больше не было стимула уходить в леса к боевикам. Не последнюю роль в этом смысле играет гуманизация государственной машины, которая, сражаясь с боевиками, не должна нарушать права мирных граждан. Если уж на то пошло, то и боевики заслуживают объективного суда и справедливого приговора, а не расстрела при задержании или пыток в случае пленения.

Месяц назад президент Медведев провел большую встречу с правозащитниками, занимающимися проблемами Северного Кавказа, получив таким образом информацию о ситуации прямо из независимого неправительственного источника, и проявил готовность к сотрудничеству с НПО.

Члены российской делегации в Страсбурге считают, что позитивные сдвиги в северокавказской политике европейцами замечены, и это отразилось на качестве доклада Дика Марти, который г-н Косачев и его коллеги считают существенно более объективным, чем аналогичные тексты прежних лет. "Раньше многие в Европе были склонны сравнивать ситуацию в Грозном или Назрани (Ингушетия. -- Ред.) с ситуацией, к примеру, в Страсбурге, -- говорит Константин Косачев. -- Теперь наконец стало понятно, что гораздо уместнее сравнивать ситуацию в Грозном 2010 года с ситуацией в Грозном несколько лет назад".

При такой "шкале" улучшения на Кавказе и правда трудно не заметить. Изменился и подход ассамблеи: поправку, которая предлагала открыть новое специальное досье по Северному Кавказу и рассматривать ситуацию в этом дальнем углу континента на каждой сессии, то есть раз в сезон, вчера удалось отклонить. Отдельного северокавказского досье не будет -- его будут рассматривать в рамках общего мониторинга Советом Европы ситуации в России.

Тем не менее доклад Дика Марти и резолюцию ассамблеи трудно назвать чересчур мягким или компромиссным -- иначе едва ли они так обрадовали бы представителей российского правозащитного сообщества, которые с энтузиазмом относятся к сближению позиций Страсбурга и Москвы. Хотя регулярного мониторинга не будет, ПАСЕ призывает и европейские структуры, и российские органы власти ни на секунду не терять ситуацию из виду.

Ситуация на Северном Кавказе во вчерашней резолюции ПАСЕ охарактеризована как серьезная, в докладе отмечается рост насилия и продолжающиеся нарушения прав человека в трех самых тревожных республиках РФ -- Чечне, Ингушетии и Дагестане. Отдельно рассматривается Чечня, где, по мнению составителей доклада, есть тенденция к персонализации власти. После сложного согласования с участем российской делегации такая формулировка была найдена для обозначения специфического режима, созданного Рамзаном Кадыровым.

Именно чеченский авторитаризм стал одним из пунктов, заставивших Константина Косачева воздержаться во время голосования по резолюции. "Проблемы в Чечне, конечно же, есть, -- признал сенатор. -- Но черно-белые оценки неуместны". Российской делегации удалось смягчить некоторые формулировки резолюции относительно "режима безнаказанности" в Чечне, но резолюция зафиксировала, что чеченские "власти продолжают поддерживать климат всеобщего страха, невзирая на бесспорные успехи в восстановлении и заметном улучшении инфраструктуры региона". "Климат безнаказанности, описанный в постановлениях Европейского суда по правам человека (по 150 рассмотренным там чеченским казусам. -- Ред.), а также пассивность властей, существенно подрывают доверие населения к правоохранительным органам и институтам государственной власти в целом, и еще сильнее закручивают порочную спираль насилия".

ПАСЕ отреагировала на появившиеся в Чечне религиозные ограничения публичного поведения женщин и осудила попытки чеченских властей давить на выходцев из Чечни, ищущих убежища за границей. Этот последний пункт также показался спорным Константину Косачеву: "Нам не удалось убрать из текста резолюции сигнал в адрес стран, где скрываются выходцы из Чечни, котрый означает, что их не следует выдавать в Россию, потому что там их могут ждать пытки, страдания и другие нарушения прав человека. Да, такое не исключено. Но в то же время такой подход оставляет возможность избежать наказания для террористов, которое должно быть абсолютно неотвратимо".

Сенатору от Дагестана Ильясу Умаханову доклад и резолюция тоже, судя по всему, не очень понравились, несмотря на всю радость от готовности ПАСЕ приветствовать "приближение Северного Кавказа к нормальной жизни": г-н Умаханов считает, что "ПАСЕ не должна опускаться до роли профсоюза правозащитников".

На вчерашних слушаниях в Страсбурге были два "звездных" северокавказских гостя. В прениях выступил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который ровно год назад едва не погиб в результате покушения. Г-н Евкуров рассказал, как в Ингушетии стараются воевать одновременно против боевиков и за соблюдение прав граждан, и согласился с тем, что без обеспечения соблюдения гуманитарных норм победить кавказский терроризм будет невозможно.

Вторым гостем оказался формальный глава чеченского сепаратистского "правительства в изгнании" Ахмед Закаев, получивший несколько лет назад политическое убежище в Великобритании и приезжавший в Страсбург для участия в "альтернативной" дискуссии по северокавказскому докладу. Г-н Закаев, которого неоднократно требовала экстрадировать российская прокуратура, а позднее объявил в розыск и действующий лидер кавказских боевиков Докку Умаров, вновь напомнил о своих прошлогодних полуофициальных контактах с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. "Для нас появление Закаева было неприятной неожиданностью, -- сказал г-н Косачев. -- Он попал с здание Ассамблеи по чужому паспорту, его фамилия не фигурирует в базе данных существующей здесь пропускной системы. Мы заявили соответствующий протест председателю ПАСЕ".

В целом итогом большого кавказского обсуждения в Страсбурге российские делегаты все же удовлетворены. Константин Косачев ожидает, что на сегодняшнем заседании Россию может ожидать еще одна победа: по его данным, ПАСЕ готова закрыть и досье по российско-грузинскому конфликту в августе 2008 года. До сих пор этот вопрос обсуждался каждую сессию, теперь же есть возможность перевода темы в рамки отдельных докладов по России и по Грузии. Распространится ли европейский успех России с Северного Кавказа на Южный, станет ясно сегодня во второй половине дня.

Иван СУХОВ