|
|
N°107, 23 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Убеждай, но контролируй
Siemens становится законопослушнее
Крупнейший германский концерн Siemens вчера обнародовал сообщение о совершенствовании собственной антикоррупционной службы. Это вызвано коррупционным скандалом в концерне, о котором не так давно стало известно далеко за пределами Германии.
Напомним суть происшедшего. Речь идет об исчезновении в течение многих лет денежных средств, общая сумма которых к 2006--2007 году достигла 1,3 млрд евро. Предположительно большая часть потрачена за рубежом на выплату взяток всевозможным инстанциям и частным лицам, в частности ответственным за принятие решений о размещении заказов на Siemens. Справедливости ради необходимо отметить, что длительное время власти самой Германии ничего особо предосудительного в этом не видели. Ведь даже в налоговой отчетности для компаний, работавших в экзотических с точки зрения налоговой системы странах, вполне легально существовала статья, позволявшая списывать определенные средства, затраченные на подкуп местных чиновников якобы с целью укрепления германской экономики.
В случае с Siemens средства, упрятанные в черные кассы концерна, оказались настолько завышенными, что вылившийся наружу коррупционный скандал смел среди прочего и данную скользкую лазейку в налоговых правилах.
С тех пор в структурах Siemens особым вниманием пользуется подразделение, дипломатично именуемое отделом контроля за соблюдением законов и директив вышестоящих органов -- речь идет о собственной антикоррупционной службе Siemens. Вчера было названо имя нового шефа подразделения -- с июля им станет Йозеф Винтер. Новый Compliens Officer, как называется должность главного борца с потенциальными юридическими и финансовыми безобразиями на Siemens, брошен на усиление этого вида деятельности технологического концерна, которым до сих пор единолично руководил его предшественник Клаус Моосмайер.
Теперь на Siemens создается властный антикоррупционный тандем. При этом в компетенцию его главы г-на Винтера, который будет осуществлять надзор за оперативным бизнесом, входит контроль за соблюдением законодательных предписаний и внутренних инструкций. А Моосмайер будет вести наблюдение за тем, насколько издаваемые на Siemens предписания и инструкции соответствуют духу и букве законов ФРГ. Оба борца с коррупцией на Siemens переходят в непосредственное подчинение соответствующему члену правления, курирующему этот вид деятельности концерна.
Структурное подразделение по борьбе с внутренней коррупцией и прочими нарушениями законов не является на Siemens чем-то новым. Попытка самоочищения концерна в ходе громкого коррупционного скандала, руководство которого с самого начала следствия по делу о коррупции на Siemens изъявило горячую готовность сотрудничать с госорганами, поначалу потерпела фиаско. Концерну пришлось распрощаться со своим тогдашним главным борцом с коррупцией Альбрехтом Шефером. Он возглавлял внутреннюю антикоррупционную службу до конца 2006 года, а затем еще год отвечал за глобальный подбор кадров и по совместительству возглавлял отдел, в задачи которого входит контроль за соблюдением законов и директив вышестоящих органов. Как сообщается, к Шеферу были претензии у наблюдательного совета, который и вынес решение о его досрочном увольнении. В одном из своих отчетов о коррупционной афере г-н Шефер, как было дипломатично сформулировано в поясняющем увольнение документе, привел «недостаточно обширные» сведения.
Международная антикоррупционная организация Transparancy International (TI) со своей стороны приветствовала усиление надзора за законностью и соблюдением надлежащего порядка в концерне. «Siemens не должен ослаблять свои усилия в борьбе против коррупции, -- заявил вчера вице-шеф германского отделения TI Петер фон Бломберг. -- Новому шефу отдела по противодействию коррупции предстоит превратить созданную с большими персональными и материальными затратами систему по надзору за соблюдением законов и директив вышестоящих органов в живую ткань устойчивой культуры управления и предприятия». Методы убеждения и контроля являются такой же составной частью, как и оценка, оптимизации и, наконец, личное участие в решении антикоррупционных задач. Это, считает фон Бломберг, должно стать нормой деятельности на предприятии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин