|
|
N°106, 22 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Канадская повестка
Хозяина грядущих саммитов G8 и G20 упрекают в недостатке харизмы
В конце этой недели лидеры 20 крупнейших мировых индустриальных держав соберутся в стране, которая смогла не только избежать драматических последствий финансового кризиса, но и добиться приличного экономического роста -- 6,1% только за первый квартал этого года. Страна, занимающая 10-е место в рейтинге 2009 года Международного валютного фонда, не только обгоняет Россию (12-е место) по объему валового национального продукта, но и служит примером стабильности национальной финансовой системы. "Мы должны гордиться тем, как вела себя наша финансовая система во время кризиса", -- заявил в интервью Ассошиэйтед Пресс министр финансов Канады Джим Флаэрти.
Как свидетельствует статистика, глобальный финансовый кризис действительно не сильно затронул канадские банки, а рабочие места, потерянные в результате кризиса, уже восстановлены на 75%. Совсем недавно первым среди индустриально развитых стран канадское правительство повысило ставку рефинансирования, повсеместно сниженную после наступления кризиса. Несмотря на сокращение бюджета, предпринятое правительством Харпера, и, как следствие, многомиллиардной программы по поддержке экономики, в бюджете Канады возник крупнейший дефицит за последние десять лет. Но, по мнению экспертов, канадская экономика восстанавливается от последствий кризиса намного быстрее других. Как прогнозирует МВФ, к 2015 году Канада будет одной из семи мировых экономически развитых демократических стран с профицитным бюджетом.
Проведение саммита в оазисе канадского "экономического чуда" не означает, что настроение хозяина форума Стивена Харпера ничем не омрачается. Критики премьер-министра Канады все громче заявляют, что он не только не проявляет качеств дипломатичного переговорщика, способного помочь мировым лидерам достигнуть согласия по вопросам глобальной политики, но и манипулирует повесткой обсуждения в собственных интересах. "Перед нашим миром стоят проблемы, которые не имеют границ. Найти глобальные решения возможно лишь в том случае, если национальные лидеры смогут подняться над ограничениями национальных политических проблем. Поднятие критического обсуждения на более высокий уровень будет способствовать признанию Канады в качестве конструктивного глобального игрока, способного на роль катализатора", -- пишет обозреватель газеты The Toronto Star Джеймс Траверс.
Какие же темы, по мнению критиков, не только не перейдут на более высокий уровень, но и не будут подвергнуты полноценному анализу мировыми лидерами в Торонто? В середине мая генсек ООН Пан Ги Мун во время личной встречи призвал премьер-министра Канады помочь в придании приоритетного характера теме глобальных изменений климата. Но получил отказ. «Мандат G20 подразумевает обсуждение вопросов экономики. Это и является приоритетом номер один правительства», -- сказал по результатам этой встречи пресс-секретарь Харпера Димитрий Судас. Правда, он добавил, что климатические проблемы все-таки будут обсуждаться. Сам премьер Харпер предложил в качестве приоритетной тему защиты матерей и новорожденных, гибнущих в результате родовых осложнений в беднейших странах. Но в проекте финального коммюнике саммита, который просочился в прессу, уже учтена жесткая позиция канадского руководства, отказывающегося поддерживать любые проекты по семейному планированию, подразумевающие под собой аборты.
В обсуждении инициатив по глобальному финансовому регулированию Стивен Харпер также пока не смог избежать неприятностей. К примеру, кампания Харпера против создания мирового стабилизационного финансового фонда, сформированного за счет глобального банковского налога, уже настроила его европейских коллег против предложения канадского правительства по разработке планов по уменьшению государственных долгов странами "большой двадцатки".
Одним словом, еще до начала саммитов способности Стивена Харпера как модератора эффективной дискуссии поставлены под вопрос не только его критиками, но и коллегами по столу переговоров. Критики канадского премьер-министра указывают на то, что если бы Харпер был более харизматичным лидером, то в этом случае вероятность существенных изменений повестки саммита была бы намного выше.
Стоит отметить, что по результатам последних социологических опросов консервативное правительство Стивена Харпера поддерживает лишь 35% граждан Канады. Лидер Консервативной партии Канады стал премьер-министром в 2006 году, после того как возглавляемая им партия завоевала 124 места в канадском парламенте. Поскольку Консервативная партия не дотянула до планки в 155 мандатов, необходимых для формирования парламентского большинства, она является правящей партией меньшинства.
Лидера Консервативной партии Стивена Харпера регулярно обвиняют в нападениях на демократию и нарушении принципов свободы информации. Но у его оппонентов в парламенте, Либеральной партии (103 мандата в парламенте) или Новой демократической партии (29) пока недостаточно голосов для смены правительства. В соответствии с майскими социологическими опросами, лишь 28% канадцев проголосовали бы за Либеральную партию, возглавляемую канадцем с русским корнями Майклом Игнатьевым, и 19% -- за Новую демократическую партию.
Игорь МАЛАХОВ, Торонто