Время новостей
     N°107, 23 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.06.2010
Столкновение режимов
Таможенный союз лишит льгот особые экономические зоны
Соглашение об условиях функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) в трех государствах создаваемого Белоруссией, Казахстаном и Россией Таможенного союза (ТС) предполагает отказ от предоставления резидентам ОЭЗ таможенных льгот. Документ утвержден комиссией ТС и будет в числе многих других подписан президентами трех стран на саммите ЕврАзЭС 5 июля в Астане. Как заверили «Время новостей» в Министерстве экономического развития и в Федеральной таможенной службе (ФТС), соглашение ни в коей мере не затронет проект «Сколково», где резиденты также получат определенные таможенные льготы.

Соглашение об ОЭЗ было утверждено комиссией ТС 18 июня на площадке Санкт-Петербургского экономического форума. На официальном сайте Таможенного союза он пока не появился. В пресс-службе комиссии ТС говорить на эту тему отказались. Предполагается, что во вновь создаваемых после 1 июля 2010 года особых экономических зонах таможенных льгот быть не должно. Возможное их наличие должно согласовываться с партнерами в рамках комиссии ТС. То же самое касается и новых резидентов, которые после официального запуска ТС придут в действующие ОЭЗ.

Таковых на территории трех стран 28: по шесть ОЭЗ в Белоруссии и Казахстане и 16 -- в России (две промышленно-производственные зоны, четыре технико-внедренческие, восемь туристско-рекреационных и две портовые). Эти российские ОЭЗ действуют в соответствии с законом 2005 года. Еще две зоны -- в Калининградской (создана в 1996 году) и Магаданской областях (1999 год) -- функционируют по старым правилам.

Как пояснил корреспонденту "Времени новостей" глава департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономики Дмитрий Левченков, при соблюдении определенных условий возможность вывоза продуктов переработки без уплаты таможенных пошлин из зон на территорию всех трех государств сохраняется до 2017 года (для Калининградской области этот срок заканчивается раньше -- 1 апреля 2016 года). Это правило будет действовать для тех резидентов, которые зарегистрируются в действующих зонах до 1 января 2012 года. Для пришедших в зоны после этой даты без уплаты таможенных пошлин становится возможен только ввоз продукции из-за пределов таможенной территории стран ТС. А то, что будет вывозиться из этих зон на таможенную территорию стран ТС, станет в обязательном порядке облагаться таможенными пошлинами.

Соответственно с 2017 года все таможенные льготы в особых экономических зонах в Таможенном союзе отменяются. Страны -- участницы союза смогут завлекать инвесторов налоговыми и, возможно, другими льготами, которые позволят сделать ОЭЗ привлекательными для резидентов. В частности, в таком режиме придется работать новым особым зонам, создание которых сейчас обсуждается в Тольятти и на Северном Кавказе.

Казахстанские и белорусские особые зоны отличаются от российских большим либерализмом как по принципам функционирования, администрирования, так и по льготам: в Белоруссии и Казахстане их заметно больше, чем в России. «Стояла задача -- сделать условия ведения бизнеса в ОЭЗ трех государств равными», -- пояснил Дмитрий Левченков.

Особые опасения у Москвы вызывали как раз белорусские ОЭЗ, право создания которых принадлежит лично президенту Александра Лукашенко. Причем льготы едва ли не для каждого резидента там устанавливаются главой государства индивидуально. Такой порядок грозил появлением в границах ТС своеобразных таможенных офшоров.

Однако самой крупной по масштабам получаемых таможенных льгот является калининградская ОЭЗ. Особый таможенный режим очень важен для Калининграда, отметил управляющий партнер калининградской аудиторской компании «Авдеев и К» Юрий Авдеев. «Здесь в основном только таможенные льготы и есть, -- напоминает специалист. -- Они действуют для всех. Импортные товары, которые потребляются в Калининградской области, освобождаются от НДС и таможенных пошлин. Отмена льгот по таможенным пошлинам приведет к удорожанию этих товаров на 23--25%. Отдельные льготы есть для резидентов, осуществляющих инвестиционные проекты. Это порядка 50 предприятий. Плюс многие предприятия еще по старому закону пользуются правом беспошлинного вывоза в Россию товаров, произведенных из импортного сырья. Для них сырьевая составляющая в произведенной продукции подорожает процентов на 20, а так как доля импортного сырья в ней доходит до 50--60%, сам товар подорожает процентов на 10. Конкурентоспособность калининградских предприятий упадет».

«В Калининграде все будет, как это предусмотрено по действующему закону №16-ФЗ, до 2031 года -- срока действия этой зоны. Льготы по вывозу продуктов переработки из Калининграда в Россию сохранятся до 1 апреля 2016 года», -- успокаивает г-н Левченков. «Таможенные льготы не столько давали преимущества, сколько уравнивали конкурентные возможности калининградских товаров с товарами, произведенными в России», -- предупреждает г-н Авдеев, напоминая о географической удаленности и отрезанности региона от остальной части страны. Решать эту проблему после 2016 года придется уже без таможенных льгот.

Отмена таможенных льгот для ОЭЗ вызывает вопрос относительно судьбы одного из крупнейших проектов модернизационного обновления России -- инновационного центра в Сколкове. «Сколково -- это не особая зона, это особый закон», -- заявил корреспонденту «Времени новостей» председатель совета директоров «Реновы» и куратор проекта «Сколково» Виктор Вексельберг. Если же наши партнеры по ТС не согласятся с такой трактовкой, то глава «Сколково» готов «согласовывать вопрос в рамках Таможенного союза». «По факту они уже согласились», -- заверил «ВН» Дмитрий Левченков.

«Таможенные льготы в рамках сколковского проекта следует рассматривать скорее как бонус, -- считает президент Национальной ассоциации инноваций и развития инновационных технологий Ольга Ускова. -- Основные экономические преференции заключаются в другом. Резиденты будущего иннограда согласно специально разработанному законопроекту получат беспрецедентные налоговые льготы, освободившись от уплаты большого числа действующих в отношении юридических лиц налогов. Поэтому потеря небольшого числа таможенных льгот ни в коем случае не может отпугнуть инвесторов».

«В Сколкове преференции будут преимущественно административные и касаться таможенного администрирования, освобождения от определенных форм таможенного контроля, декларирования, будет более упрощенное оформление временного ввоза с полным условным освобождением от платежей», -- подтвердил «ВН» начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин.

Действительно, внесенный президентом Дмитрием Медведевым в Госдуму проект закона «Об инновационном центре «Сколково» не предполагает прямого освобождения резидентов иннограда от таможенных платежей. В нем говорится, что «расходы по уплате таможенных пошлин, понесенные лицами, участвующими в реализации проекта, подлежат возмещению указанным лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации». То есть компании, действующие в Сколкове, смогут завозить необходимую им импортную продукцию, уплачивая все положенные таможенные платежи в бюджет страны. Но затем после представления всех необходимых документов управляющей компании «Сколково», выполняющей функции специального таможенного брокера, будут получать деньги назад.

И здесь появляется тень Таможенного союза. «Мы сейчас пошлины делим на троих. Одна сторона не может не платить пошлины в единый котел. Пошлина будет уплачена, разделена на троих. А то, что потом эта пошлина будет в полном объеме компенсирована резидентам «Сколково» из российского бюджета, -- это наши бюджетные отношения, которые не затрагивают тройственный бюджет», -- пояснил Владимир Ивин.

Получается, что таможенные преференции для «Сколково» обойдутся российскому бюджету на 12% дороже номинала. Именно такую долю таможенных льгот иннограда российскому бюджету придется отдать партнерам по Таможенному союзу согласно их доле в распределении пошлин: 7,33% -- Казахстану и 4,7% -- Белоруссии.

Андрей СУСАРОВ