Время новостей
     N°106, 22 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.06.2010
Несуразные, но прелестные
Новый спектакль по Чехову на Чеховском фестивале
На юбилейном фестивале сыграли еще одну чеховскую премьеру -- теперь в Молодежном театре. И назвали ее «Чехов-gala», то есть большой праздничный галоп по Чехову. И спектакль действительно получился шумный, многолюдный, смешной и на удивление легкий, симпатичный, что особенно ценно в нынешний юбилейный год, когда амбициозно-тягостные постановки русского гения уже не дают дышать.

Алексей Бородин собрал свое обозрение из чеховских одноактовок: «Медведь», «Предложение», «Юбилей», «Свадьба» и закончил его монологом «О вреде табака». Пьесы нарезаны на куски и перемешаны, только начнется одна, и тут на сцену входят другие люди и начинают следующий сюжет, потом третий. Но прежние не уходят, и постепенно вся сцена заполняется шумной публикой, не оставляющей своих дел и то выступающей на первый план, а то уходящей в тень. В программке Бородин написал, что этот спектакль -- «гимн человеческой несуразности», именно так и вышло, без сатиры и обличений, а с некоторым даже умилением: всеобщая несуразность и нелепость дурацких ситуаций не отменяют того, что жизнь в целом людей радует.

Особенно хороши тут три знаменитых водевиля -- «Медведь», «Предложение» и «Юбилей», живо и весело сыгранные молодыми актерами. Получилось, что все три истории крутятся вокруг прелестных женщин -- главных виновниц беспорядка и несуразиц. Наталью Степановну из «Предложения» играет невозможно хорошенькая Дарья Семенова с длинной косой, в якобы рабочем, но очень современно выглядящем льняном наряде, соблазнительно сползающем с одного плеча. Она то восторженна, то полыхает очень ей идущим гневом, и жаль, что Ломов (Александр Дороник) так занят собой, что этого не замечает. В «Юбилее» сразу две красотки, вносящие беспорядок: жена банкира Шипучина, которую играет Рамиля Искандер, вся в кружевах и духах, очаровательно и невыносимо тарахтящая, актерствующая без остановки и требующая, чтобы все стали ее восхищенными зрителями. А вторая -- вот неожиданность! -- Мерчуткина, которую Татьяна Матюхова играет вовсе не бестолковой старухой в солопе, как написано у Чехова, а очаровательной, курносенькой и румяной женщиной, улыбчивой и пользующейся случаем пококетничать. Ну и, конечно, хороша вдовушка Попова из «Медведя», которую играет Мария Рыщенкова, -- огонь и томность. Илья Исаев в роли брутального помещика Смирнова, с грозно торчащими усами и шевелюрой дыбом, составляет с ней отличную пару.

В «Свадьбе» тоже есть такая прелестница -- акушерку Змеюкину в пунцовом платье играет Нелли Уварова, манящая и страстная. Но, пожалуй, эта пьеса удалась Бородину меньше -- он все сделал, чтобы и «Свадьба» стала легкой, необременительной, лжегенерал Ревунов-Караулов (Юльен Балмусов) тут оказался не слишком старым человеком, отчего обида, ему нанесенная, выглядела не тяжелее, чем шпильки в сторону Ятя, и вряд ли кто пожалел оскорбленно покинувшего праздник гостя. Да и вообще это мало кто заметил, поскольку застолье продолжалось, и во главе стола вдруг оказался новый герой -- Нюхин (Алексей Маслов) со своей отчаянной лекцией о вреде табака. И почему-то его, в отличие от затурканного лжегенерала, уже никто не гонял.

Финал, надо признать, не слишком удался: и «Свадьба», сведенная к набору смешных несуразностей, выглядела бледно, и драматический тон монолога Нюхина выглядел в этой постановке неуместно, как будто режиссер ввел его лишь потому, что ему неловко было завершать юбилейный спектакль чем-то легкомысленным. Впрочем, благодарную публику РАМТа это нисколько не охлаждает -- такого восторженного зрительского приема, как у «Чехова-gala», при том что зал тут многоярусный, огромный, давно не приходилось видеть на московских премьерах.

И знаете что еще особенно приятно? Изумительно красивая программка, как и вся полиграфия к спектаклю, которую сделал знаменитый книжный художник Андрей Бондаренко с рисунками в том же гравюрном духе, в каком он делал не так давно плакаты и все бумажное оформление к спектаклю «Берег утопии». Поскольку нынче с театральной полиграфией и особенно плакатами на московских улицах -- полная беда, будто всю эту архаику и пошлость рисуют какие-то самоделкины в недрах столичных театров, то работы хорошего художника сразу заметны, как нечто уникальное. И хорошо, что зрители, привлеченные его плакатом, не разочаруются.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр