Время новостей
     N°104, 18 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2010
Плохой спрос
«АвтоВАЗ» удвоил убытки по итогам 2009 года
Снижение спроса на вазовскую продукцию в прошлом году принесло автопроизводителю удвоение убытков по МСФО -- до 49,2 млрд руб. Выручка компании упала на 45,3%, до 92 млрд руб., операционный убыток вырос на 74%, до 45,5 млрд руб., сообщил вчера «АвтоВАЗ». «В результате значительного снижения спроса на продукцию группы «АвтоВАЗ» в 2009 году объем производства и реализации автомобилей Lada был существенно сокращен», -- объяснила пресс-служба «АвтоВАЗа» причины ухудшения финансовых результатов. Так, продажи автопроизводителя за прошлый год на российском рынке упали на 44%, до 349,5 тыс. автомобилей, тогда как на всем авторынке России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, они снизились на 49%, до 1,47 млн машин. Впрочем, опубликованные вчера финансовые результаты неожиданностью не стали, а исходя из того, что ситуация на рынке, да и в самой компании стала меняться, сейчас, по мнению экспертов, они не являются показательными для рынка. Котировки акций «АвтоВАЗа» на ММВБ вчера упали на 1,2%.

Автоконцерн получил в 2009 году 38,5 млрд руб. убытка по российским стандартам бухгалтерского учета. В МСФО же отражен убыток от работы «дочек» в размере 2,2 млрд руб., а также учтен резерв под обесценение стоимости основных фондов компании в размере 14,2 млрд руб., сообщает компания. Кроме того, автопроизводитель засчитал себе в доход 3,8 млрд руб. от оценки по справедливой стоимости беспроцентных займов, предоставленных акционером госкорпорацией «Ростехнологии».

Долг «АвтоВАЗа» по состоянию на конец 2009 года вырос почти на 60%, до 79 млрд руб, хотя краткосрочная задолженность сократилась на 40%, до 65,7 млрд руб. Согласно стратегии автогиганта к 2019 году «АвтоВАЗ» планирует полностью освободиться от долгового бремени, связанного с финансированием инвестпрограммы прошлых лет.

По итогам текущего года «АвтоВАЗ» планирует увеличить продажи своих машин более чем в 1,5 раза по сравнению с провальным 2009 годом -- до 541 тыс. штук, сообщил вчера президент компании Игорь Комаров. «У нас есть понимание, что объемы заказа от дилеров намного превосходят то, что мы сейчас производим и продаем», -- сказал он. По его словам, общий объем продаж «АвтоВАЗа» может вырасти до 583 тыс. машин, в том числе до 541 тыс. штук в России. Но это предварительный прогноз, и он может быть пересмотрен.

Кроме того, в феврале г-н Комаров прогнозировал вывести к концу 2010 года операционную прибыль концерна в ноль, а показатель EBITDA -- на 4,5 млрд руб. Аналитик «КИТ-Финанса» Артем Лаврищев в свою очередь говорит, что по итогам года «АвтоВАЗ» по операционной деятельности выйдет в плюс. «Отчетность за прошлый год не отражает произошедшие в первом полугодии положительные изменения на рынке», -- подчеркивает он. Так, например, продажи автомобилей в России этой весной начали резкий рост благодаря госпрограмме утилизации автохлама. «АвтоВАЗу» же за счет этого удалось нарастить продажи в мае на 62%. «Если бы она (программа) закончилась и не продлилась, то нам, вероятно, пришлось бы упасть с объема производства 50 тыс. с лишним в месяц назад, до 25--30 тыс.», -- сказал г-н Комаров.

Согласно одобренному советом директоров «АвтоВАЗа» 10 марта бизнес-плану до 2020 года, рост производства к концу этого периода должен достичь 1,2 млн автомобилей в год, а инвестиции составить 184 млрд руб. Из этой суммы 127 млрд руб. будут собственные средства «АвтоВАЗа», 43 млрд руб. -- заемные, а 14 млрд руб. вложит альянс Renault-Nissan.

Г-н Комаров также подчеркивал, что серьезные задачи стоят и по развитию бренда Lada. «Мы обещаем остаться к 2020 году лидером в производстве автомобилей и занимать под брендом Lada 25% отечественного рынка. Повышение производительности труда позволит «АвтоВАЗу» выйти на мировой уровень -- около 25 автомобилей на одного работника, -- говорил он. -- Продуктовый портфель будет включать девять моделей на трех или четырех платформах. Из них две-три платформы -- «Калина», 4х4, и, возможно, платформа «C» -- будут разработаны «АвтоВАЗом». Еще одну-две платформы представит альянс Renault-Nissan», -- отметил г-н Комаров. Но для того чтобы достичь цели по увеличению объема производства, «АвтоВАЗ» должен поднять качество своей продукции. «Необходимо в десять раз снизить количество дефектов поступающих комплектующих», -- говорил глава концерна.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром