«Газпром добыча шельф» обещает освоить Штокмановское месторождение на 11 млрд долларов дешевле SDAG
Генеральный директор компании «Газпром добыча шельф», которая разрабатывает проект второй и третей фаз освоения Штокмановского месторождения, Александр Мандель в интервью корпоративному журналу «Газпром» назвал цену разногласий со Shtokman Development AG, являющейся оператором первой стадии. Предложенные его компанией «новые технические решения», по словам менеджера, позволяют «сэкономить более 11 млрд долл. по сравнению с вариантом обустройства», выдвинутым международным консорциумом.
Напомним, что этот конфликт весной привел к
прекращению полномочий руководителя SDAG Юрия Комарова и назначению на этот пост заместителя генерального директора «Газпром добыча шельф» по финансам Алексея Загоровского, которому, вероятно, поручено внимательнее отнестись к техническим инициативам главного акционера при подготовке проектной документации для принятия финального инвестиционного решения. Впрочем, понятно, что экспертиза альтернативных вариантов освоения обещает быть непростой. В свете событий в Мексиканском заливе может не оказаться желающих взять на себя ответственность и риски использования уникальных технологических решений на арктическом шельфе. А это сулит новые отсрочки.
«В соответствии с поручением «Газпрома» мы совместно с ОАО «Гипроспецгаз» рассмотрели возможность оптимизации технических решений, предложенных компанией SDAG для первой фазы проекта с целью минимизации затрат и повышения экономической эффективности в рамках второго и третьего этапов, -- сообщил г-н Мандель. -- Проведенный анализ показал необходимость пересмотра части основных технических решений, касающихся выбора технологий подготовки и транспорта углеводородов на берег, а также обоснования массогабаритных размеров технологической платформы с учетом возможности размещения оборудования для полной подготовки газа и конденсата к транспорту и хранения стабильного конденсата на платформе. Результаты оптимизации были рассмотрены и одобрены соответствующими департаментами «Газпрома», а также координационной группой по управлению реализацией проекта комплексного освоения Штокмановского месторождения».
Сумма экономии, как пояснили «Времени новостей» в «Газпром добыча шельф», рассчитана, исходя из оценки применения того или иного подхода на всех трех фазах. Однако представитель компании не смог уточнить, как эти 11 млрд делятся между стадиями освоения «Штокмана».
В SDAG от комментариев отказались. Первый заместитель главного управляющего компании, делегированный от Total («Газпрому» принадлежит 51%, французской компании -- 25%, а норвежской Statoil -- 24%), Эрве Мадео говорил в начале июня журналистам, что проектирование судна-платформы в рамках объявленного тендера идет на базе двухфазной концепции. Это, в частности, означает, что на нем в принципе не предусмотрено место для комплекса по переработке газа, а также хранению и отгрузке конденсата, на чем настаивает «Газпром добыча шельф». Вчера г-н Мадео сказал «Времени новостей», что не вправе комментировать заявления акционеров.
Источник в «Газпроме» пояснил, что так или иначе позиции по техническим решениям предстоит согласовывать, так как соглашение акционеров Shtokman Development предусматривает голосование по принципу квалифицированного большинства и мнение Total как технического оператора не учесть просто невозможно.
Двухфазный вариант (газ вместе с конденсатом) транспортировки газа на берег более дорогой. В то же время в мире нет аналогов строительства плавучего перерабатывающего комплекса в условиях Арктики с функциями хранения и отгрузки конденсата. Г-н Мадео утверждал, что невозможно обеспечить безопасность и эвакуацию персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В то же время и цифры экономии звучат слишком солидно. Хотя когда нет информации о размерах предполагаемой сметы даже по первой фазе проекта, говорить об оптимизации можно с определенной долей условности.
Ясно, что выдержать сроки подготовки согласованного ТЭО для принятия инвестрешения по первой фазе, намеченного на март 2011 года, в сложившейся ситуации будет практически невозможно. А конфликт может привести к развалу очередного международного консорциума по разработке «Штокмана».