|
|
N°104, 18 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обвинительный шаблон
Прокуратура защитила оппозиционеров от милиционеров-фальсификаторов
Участники несанкционированных митингов различных оппозиционных движений, условно именуемые как «несогласные», получили неожиданную поддержку со стороны прокуратуры в их упорном противостоянии с милицией. Вчера движение "За права человека" опубликовало ответ прокурора Москвы Юрия Семина на обращение главы движения Льва Понамарева, которое он направил в свое время в прокуратуру и уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину. Правозащитники жаловались на незаконные действия милиции при разгоне массовых акций 19 января (в память убитых в прошлом году адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой) и 20 марта (когда оппозиция пыталась провести "День гнева"). Прокуратура после проверки установила, что стражи порядка действительно нарушили закон, по крайней мере в плане составления административных протоколов на «несогласных», задержанных за участие в несанкционированных митингах.
Как следует из двух писем г-на Семина на имя Льва Пономарева, протоколы эти милиционеры в массовом порядке фальсифицировали, заготовив их заранее по единому шаблону, а потом просто вписывали в них фамилии людей, задержанных в разных местах и при разных обстоятельствах. В связи с этим прокуратура внесла представление начальнику ОВД «Тверской», куда доставлялись задержанные (начальник этого ОВД, кстати, только на днях пошел на повышение, заняв должность начальника УВД по Центральному округу Москвы). Кроме того, прокуратура опротестовала постановление отдела СКП по Тверскому району об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении составителей липовых протоколов, которых правозащитники требовали привлечь к ответственности по ст. 286 (превышение должностных полномочий) и 292 УК РФ (должностной подлог).
Вероятнее всего, подобные действия прокуратуры не вызовут далеко идущих последствий. Надзорный орган по закону сам не может возбудить уголовное дело или заставить это сделать следователей, и пока материалы направлены следствию лишь для решения вопроса о проведении дополнительной проверки. Кроме того, вообще пока сложно говорить, что прокуратура встала на сторону «несогласных» -- она лишь указала на допущенные милиционерами нарушения закона. А это вполне может укладываться в рамки общей критики правоохранительной системы, которая последнее время вызывает постоянные нарекания, в том числе и со стороны президента Медведева.
Тем не менее г-н Пономарев назвал реакцию прокуратуры «знаковой», так как до сих пор подобной лояльности к демонстрантам -- хотя бы в плане соблюдении закона не только «несогласными», но и милиционерами -- прокуроры не проявляли. «Я вхожу в состав общественного совета при прокуроре Москвы, и у меня сложились неплохие отношения с г-ном Семиным, который поддерживает нас по некоторым вопросам, но, несмотря на это, решение прокуратуры стало для нас приятной неожиданностью, -- отметил он. -- Я направил письмо в прокуратуру в первых числах июня, и, надо отдать должное, сработали они очень оперативно. Хочется верить, что так будет и впредь».
Как рассказал г-н Пономарев, поводом для его обращений, на которые отреагировала прокуратура, стала давно уже сложившаяся практика, по которой милиционеры всех задержанных «несогласных» и просто оказавшихся рядом людей оформляют «всем скопом». «Когда задержанных доставляют в отделение, милиционеры достают из стола уже полностью заполненные административные протоколы с заранее проставленным в нем нарушением и просто вписывают туда фамилию. Я сам лично видел такое неоднократно», -- рассказал правозащитник. Кроме того, по его словам, милиционеры регулярно фальсифицируют протоколы на задержанных, придумывая для них правонарушения, которых они не совершали. «Во время одной из уличных акций меня задержали, когда я спокойно шел по тротуару, а затем при составлении протокола написали, что я шел по проезжей части, мешал движению и выкрикивал антиправительственные лозунги, -- рассказал г-н Пономарев. -- В другой раз во время акции ко мне подлетели милиционеры, за ноги затащили в милицейский автобус, а затем в качестве причины задержания в протоколе я увидел фразу: «Сопротивлялся милиции, упирался ногами в землю».
И прокуратура подтвердила, что такие факты имели место. «За участие 20.03.2010 в несанкционированном публичном мероприятии сотрудниками 2-го оперативного полка при ГУВД по г. Москве задержан и доставлен в ОВД по Тверскому району Москвы 21 чел., в том числе гражданин Б. (полностью фамилия в тексте не разглашается. -- Ред.) и гражданин Ю., -- говорится в письме г-на Семина. -- В отношении указанных лиц составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, направленные для рассмотрения в мировой суд». Согласно решению мировых судов оба задержанных были признаны виновными в участии в несанкционированном митинге и оштрафованы на 500 руб. каждый.
«Доводы заявителя о незаконном использовании сотрудниками милиции шаблонных приложений к административному протоколу проведенной проверкой подтвердились», -- отметили в прокуратуре.
Аналогичная история, по заключению прокуратуры, произошла и 19 января, когда за несанкционированный митинг в Тверское ОВД было доставлено 28 человек, в том числе и «гражданин С». «Определением мирового судьи от 16.03.2010 они (протоколы. -- Ред.) возвращены начальнику ОВД ввиду неправильного составления. По выявленным нарушениям административного законодательства Тверской межрайонной прокуратурой 04.05.2010 начальнику ОВД по Тверскому району внесено представление, которое в установленном порядке рассмотрено, допущенные нарушения устранены», -- говорится в письме прокурора.
Стоит отметить, что последнее время и сами суды стали активно возвращать милиционерам шаблонные протоколы на задержанных, оставляя последних без наказания. Поводом для этого, судя по всему, послужила жесткая критика действий милиции со стороны главы Мосгорсуда Ольги Егоровой. Выступая на заседании Мосгордумы 22 марта, она отметила, что стражи порядка не умеют вычислять организаторов несанкционированных акций, а «хватают всех», в том числе журналистов и случайных прохожих. Также она посетовала, что материалы на задержанных готовятся некачественно, а «в суде вообще никто ничего не может сказать». По словам г-жи Егоровой, нередко участника акции задерживает один милиционер, затем он передает его другому, а тот третьему, «видимо, тому, кто поумнее», который и составляет протокол.
Несмотря на это, состоявшийся 31 мая несанкционированный митинг оппозиции на Триумфальной площади столичные стражи порядка пресекли предельно жестко, задержав, по разным оценкам, 150--250 человек, многие из которых были избиты. В числе задержанных оказался и ветеран Великой Отечественной войны, и журналисты, одному из которых стражи порядка сломали руку в двух местах. После этого против таких методов столичных милиционеров высказались не только правозащитники и руководители ведущих СМИ, но и омбудсмен Владимир Лукин. А мировые суды, разбирая административные дела задержанных оппозиционеров, вернули обратно в ОВД сразу несколько десятков милицейских протоколов.
Анатолий КАРАВАЕВ