|
|
N°138, 02 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поговорил президент с оппозиционером
Лидеры «Демвыбора Казахстана» признаны преступниками
Сегодня в Казахстане заканчивается громкий судебный процесс. В Павлодарском городском суде огласят приговор по делу Галымжана Жакиянова, бывшего акима Павлодарской области, одного из лидеров созданного в ноябре прошлого года движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Г-н Жакиянов обвиняется в превышении служебных полномочий в бытность губернатором. Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев лишил Жакиянова этого поста сразу после его перехода в оппозицию.
Обстоятельства уголовного преследования 40-летнего экс-акима скандально известны далеко за пределами Казахстана. В конце марта Жакиянов вернулся из Парижа, где встречался с лидером казахстанской оппозиции, экс-премьером страны Акежаном Кажегельдиным. Власти тут же попытались задержать его в одном из отелей Алма-Аты под видом ночной облавы на проституток. Жакиянову, однако, удалось найти убежище в посольстве Франции в Казахстане. Пятидневные переговоры западных дипломатов с казахстанскими чиновниками привели к соглашению: Жакиянов отдается в руки казахстанского правосудия, а оно гарантирует ему свободу до начала суда, беспристрастное судебное расследование и контакты с международными организациями.
Условия соглашения были нарушены, оппозиционного экс-акима тайно увезли в Павлодар и поместили там в некий «соляной» барак. Оттуда он попал в больницу. Следователь Кусаинов боролся с врачами, пытавшимися не допустить допросов в палате реанимации, где Жакиянов находился после сердечных приступов. Но демарши обманутых иностранных дипломатов, протесты правозащитных организаций не помешали следователю, работавшему с клиентом под капельницей. Дело передали в суд.
Однако процесс над сопредседателем ДВК начался только после того, как в Верховном суде Казахстана закончился суд над другим оппозиционером -- еще одним сопредседателем ДВК, бывшим министром энергетики Мухтаром Аблязовым. Две недели назад его приговорили к шести годам заключения, естественно, за «экономические преступления», а не за политическую деятельность. Тяжесть правонарушений г-на Аблязова вполне характеризуется одним из пунктов обвинения: незаконное использование служебного мобильного телефона после ухода с государственной службы.
Апеллировать г-ну Аблязову некуда, «убыток», нанесенный им государству был настолько велик, что его дело сразу поручили высшей судебной инстанции Казахстана. Вчера стало известно, что экс-министр этапируется в колонию города Атырау на западе страны. Она известна исключительно жестким режимом и тяжелыми климатическими условиями.
Что касается суда над Жакияновым, то 31 июля ему предоставили последнее слово. Подсудимый вины не признал. Он обратил внимание судьи Тарасенко на то, что «приказ президента Назарбаева найти хоть какие-то свидетельства коррумпированности и корыстолюбия» исполнить не удалось, а «режим Назарбаева выглядит в результате этого суда не страшным, а глупым и недееспособным». Накануне адвокаты Жакиянова просили суд приостановить уголовное дело: «исследованные в суде доказательства свидетельствуют об отсутствии вины». Судья отклонил ходатайство, пообещав, что его решение будет принято после окончания процесса, то есть прозвучит в приговоре.
Экс-аким заявил в последнем слове, что убежден: приговор ему уже вынесен, и он будет обвинительным, поскольку выносит его не судья, а лично глава государства. Г-н Жакиянов рассказал о встрече с президентом Назарбаевым, состоявшейся у того дома (как раз после нее президент уволил акима). Тогда молодой оппозиционер предлагал главе государства начать реформы, инициируемые «Демвыбором Казахстана». Выслушав его, президент, по словам Жакиянова, только и произнес: «Ты хоть понимаешь, что с тобой будет, если ты не образумишься?» -- «Да, понимаю». -- «Ну смотри, я предупредил», -- закончил г-н Назарбаев. Прокурор потребовал приговорить Галымжана Жакиянова к восьми годам лишения свободы и выплате компенсации государству в 24 млн тенге (около 1,5 млн долларов).
Аркадий ДУБНОВ