|
|
N°104, 18 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Забор вокруг озера
Канада не жалеет средств на встречу лидеров G8/G20
В Канаде завершаются приготовления к саммитам «большой восьмерки» и «большой двадцатки». Впервые проведение этих встреч совмещено по времени и месту -- они состоятся в провинции Онтарио в конце следующей недели. Между тем встревоженная беспрецедентной суммой, потраченной на подготовку саммитов, общественность яростно спорит о смысле подобных мероприятий.
Саммит G8 пройдет на курорте Deerhurst, расположенном в 165 км от Торонто в живописнейшем регионе Мускока. Здесь, в стране магических озер, как часто называют Мускоку, 25 июня встретятся главы индустриально развитых демократий (именно так недавно стали называть этот клуб), чтобы в ходе двухдневных переговоров обсудить насущные проблемы мировой экономики, торговли, глобального потепления, прав человека, а также стабильного развития. По традиции лидеры «восьмерки» проконтролируют исполнение ранее взятых обязательств -- они касаются экономических и миротворческих вопросов, проблем здравоохранения, защиты окружающей среды, образования. Независимо от того, насколько хорошо армия чиновников G8 подготовит повестку саммита, трудно исключать, что жизнь внесет в нее коррективы. Так было и с израильско-ливанским конфликтом, произошедшим во время саммита в Санкт-Петербурге в 2006 году, и со взрывами в лондонском метро, повлиявшими на темы обсуждений в Шотландии в 2005-м. В прошлом году саммит вообще спешно «переехал» в разрушенную землетрясением Аквилу.
Жаркие споры разгорелись вокруг «приоритетной» темы, предложенной премьер-министром страны -- хозяйки саммита Стивеном Харпером, -- мерам, которые позволили бы сохранить жизнь тысячам матерей и новорожденных, погибающих от родовых осложнений в беднейших странах. Канадское правительство заявило о готовности предоставить 1 млрд долл. для финансирования таких программ. Но недавно между политиками разгорелся спор вокруг темы абортов. Правительство Харпера настаивает на исключении из финансирования проектов, которые как-либо помогают в проведении абортов. А представители США и Великобритании считают, что иногда сохранить здоровье матерей без доступа к абортам невозможно. В заочные споры по этой проблеме с Харпером уже вступили госсекретарь США Хиллари Клинтон и генсек ООН Пан Ги Мун, не считая многочисленных критиков внутри Канады.
В центре внимания «двадцатки», которая пройдет уже в Торонто, будут насущные вопросы преодоления глобального кризиса -- финансовое регулирование, стабилизация европейской экономики.
К встрече гостей в Онтарио готовы не только чиновники. Места проведения саммитов уже обнесены трехметровым металлическим забором. Гостиницы выкуплены для размещения делегаций. Оставшиеся номера идут по ценам, в несколько раз превышающим обычные. Некоторые местные жители уже сдали свои квартиры и дома просто по космическим ценам: известен случай, что квартира с видом на озеро Онтарио на две недели сдана неназванному британскому журналисту за 9 тыс. долл. В пресс-центре саммита, в котором ожидается около 3 тыс. журналистов, сооружено искусственное озеро с байдарками, небольшой пристанью и залом, напоминающим биржу Торонто. На «горизонте» озера установлены мониторы, транслирующие живописные виды гор, озер и лесов, которыми славится Мускока.
Поскольку квартал, в котором пройдет «двадцатка», будет полностью блокирован службами безопасности, гости Торонто скорее всего так и не смогут встретиться с местными жителями. Уже объявлено, что расположенные здесь банки, офисы и многие магазины будут полностью закрыты на время проведения саммита. Тем, кому «повезло» здесь жить, необходимо зарегистрироваться в полиции. Службы безопасности снабжены оборудованием для разгона демонстрантов, усилены конными нарядами, полицией на велосипедах, группами по борьбе с химической, радиоактивной и биологической угрозой, скалолазами, снайперами.
Столь необычные для Канады меры безопасности не вызвали бы возмущения, если бы не скандальные «ценники» -- 1,24 млрд долл. общих затрат, из которых миллиард на безопасность, а почти 2 млн -- на павильон с «озером» для представителей СМИ. Причем непонятно, что больше возмущает простых канадцев -- пресловутое озеро или стоимость мер безопасности, сопоставимая с годовым бюджетом канадского военного контингента в Афганистане.
Премьер-министр Харпер, защищая стоимость павильона для прессы, выразил надежду на то, что его красота привлечет не только внимание журналистов, но и миллионы потенциальных туристов. Объясняя, что лишь немногие представители прессы смогут посетить Мускоку, премьер заявил: «К нам приезжают тысячи гостей со всего мира. Это классическая попытка прорекламировать страну». Его противники лишь усмехаются в ответ. «Встреча проходит на берегу красивейшего озера Онтарио. Туда приезжают журналисты со всего мира, а мы говорим: «Вы все равно ничего не увидите, поэтому мы построим искусственное озеро», -- иронизирует один из парламентариев.
Из-за беспрецедентной стоимости саммита усилились и споры по поводу необходимости таких встреч. Около ста различных общественных групп и объединений Торонто готовятся к проведению альтернативного «народного» саммита, на который съедутся активисты со всего мира, чтобы, как заявляют представители оргкомитета, протестовать против попыток «починить не подлежащую ремонту мировую систему капитализма». Стоит отметить, что от России на «народный» саммит намерены приехать активисты, выступающие против Олимпиады в Сочи, -- они недовольны отношением властей к местным жителям.
Социолог из Торонто Лесли, с которой корреспондент «Времени новостей» познакомился на организационной встрече «народного» саммита, на протяжении последних десяти лет участвует в «Онтарийской коалиции против бедности»: «Я хочу, чтобы наш голос был услышан. Система не работает. Они утверждают, что Канаду почти не затронул экономический кризис. Но это не так -- я работаю с бездомными, часто встречаю тех, кто не может свести концы с концами на жалкое социальное пособие, и вижу огромное количество безработных. Было бы лучше, если бы эти деньги наше правительство потратило на помощь этим людям». Ей вторит 29-летняя аспирантка Джоанна: «Эти саммиты -- бесполезная трата времени и финансов. Они недемократичны, поскольку главы всего нескольких стран в мире принимают решения за весь мир. К тому же почти ни одно обязательство G8, взятое на предыдущих саммитах, не было выполнено».
Следует уточнить, что в G20 входят страны, на долю которых приходится почти 90% мирового ВВП. Что же касается утверждений о неисполнении обязательств, принятых «восьмеркой», то они опровергаются учеными из университета Торонто. Вот уже на протяжении 22 лет в исследовательском центре G8 при этом университете изучают «большую восьмерку». С момента первого саммита в 1975 году лидеры крупнейших индустриальных держав взяли на себя около 3500 обязательств. Многие обязательства подразумевают под собой не только декларативную поддержку глобальных инициатив, но и четкий механизм их реализации и объемы инвестиций. Ученые из Торонто фиксируют сделанные заявления и наблюдают за их исполнением. Анализ обязательств, взятых «восьмеркой», к примеру, в 2007 году в немецком Хайлигендамме, показал, что общий уровень их исполнения на 2009 год составил 83%. Показатель в 88% фигурирует по исполнению принятых в 2005 году в Шотландии обязательств о списании громадных долгов беднейших африканских стран и Ирака. Правда, на сегодняшний день уровень исполнения обязательств, взятых в 2009 году на саммите в итальянской Аквиле, составляет 33%. Но исследователей это не тревожит -- они объясняют, что страны G8 обычно демонстрируют исполнительность незадолго до крайних сроков реализации принятых решений или непосредственно перед саммитами. Судя по предварительным оценкам исследователей, процент исполнения решений, принятых в Аквиле, находится на достаточно высоком уровне.
«Возможно, процесс принятия решений не всегда прозрачен. Но саммиты «восьмерки» являются важным форумом для координации выполнения международных решений, с которым не может соперничать ни одна из существующих международных организаций» -- сказала «Времени новостей» председатель исследовательской группы G8 университета Торонто Эрин Фитцжеральд. Правда, добавив, что, «безусловно, саммиты не должны быть столь дорогостоящими».
Игорь МАЛАХОВ, Торонто