|
|
N°104, 18 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Химзащита
Легендарный советский журнал стал темой новой выставки
Откуда есть пошел московский концептуализм? Известно откуда. Из походов гуманитариев в библиотечные архивы, их же полиграфического образования и подработок в странных журналах, название которых воспринимается как образцово-показательный оксюморон. Один из таковых печатных органов -- «Химия и жизнь». Как нормальному человеку прикажете понимать эту созданную не без участия великого реформатора земли русской Никиты Хрущева синтагму? Химия и жизнь. Тут ведь либо одно, либо другое. Либо третье: выставка отличных художников, умевших веселиться и прикалываться над шизофренией советской системы.
Галерея Г.О.С.Т., делающая изысканные выставки на темы, связанные с наследием художников -- графиков советской эпохи, предложила перелистать журнал «Химия и жизнь» заново и оценить труд работавших в нем мастеров. Выставка «Химия и жизнь: ИЗОверсия» открыта в зале «Домик Чехова» по адресу: Малая Дмитровка, 29 (строение 4). Гариф Басыров, Юрий Ващенко, Юрий Купер, Дмитрий Лион, Владимир Любаров, Петр Перевезенцев -- отцы-основатели пластической традиции перевода научной зауми на язык искусства.
Вот слова куратора выставки Елены Грибоносовой-Гребневой: «Насыщая журнальные номера своими рисунками, графики творили оригинальную изобразительную версию, как правило, параллельную, а не зеркально перпендикулярную той, что составляла строго научный смысл публиковавшихся текстов». Изохроны (одновременности и равномерности явлений) иллюстрируются вереницей безликих зомби в партикулярных костюмах Гарифа Басырова, словно выпрыгнувших из великого мультфильма Хржановского «Жил-был Козявин». Изотропы предполагают полет ковбоя на мухе от художника Любарова, вмерзшего в капитель колонны трубача, дующего в завязанный узлом водосток от Перевезенцева, шагающего по сонным головам путешественника в иллюстрации Басырова к сказке Желязны «Одержимость коллекционера».
Удивительно то, что ни один из представленных художников в строгом смысле в лагерь московского концептуализма не вписан. Более виртуозные, нежели Кабаков, не менее остроумные, чем Пивоваров, художники «Химии и жизни» остались свободными даже от конъюнктуры изотрендов. В советское время «ХиЖ» оказался отличной химзащитой от идеологических осадков поганого безвременья. Проект Г.О.С.Т. в этом убеждает. Ждем будущих программ, посвященных изоархиву других научных журналов советской эпохи.
Сергей ХАЧАТУРОВ