|
|
N°103, 17 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ширпотреб особого значения
Скандальное дело о китайской контрабанде дошло до суда
СКП вчера объявил о завершении расследования одного из уголовных дел о крупномасштабной контрабанде китайского ширпотреба в Россию в 2002--2007 годах. Его материалы -- более 700 томов -- уже переданы в Приморский краевой суд, и в ближайшее время там начнется процесс над 16 обвиняемыми. Еще 20 фигурантов этого расследования находятся в международном розыске.
В свое время это дело стало причиной целого ряда громких скандалов. В 2006 году, как считается, именно из-за него своих постов лишились несколько ответственных чинов спецслужб. Позже генерал ФСКН Александр Бульбов, обвиненный в должностных преступлениях, не раз заявлял, что его попытались засадить в тюрьму по сфабрикованным материалам именно из-за эпопеи с китайской контрабандой, в расследовании которой он принимал участие. По его словам, к тем махинациям имели отношение высокие чины в спецслужбах, которые, боясь разоблачения, решили таким образом его нейтрализовать.
«Главным следственным управлением (ГСУ) СКП завершено расследование уголовного дела в отношении Антона Баженова, Михаила Гаврилова, Александра Литвинова и еще 13 лиц, обвиняемых в «контрабанде», «организации преступного сообщества и участии в нем», «мошенничестве», «легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем и в результате совершения преступления», -- сообщили вчера в СКП. -- Следствием установлено, что участники организованного преступного сообщества в течение пяти лет с 2002 по 2007 год осуществляли контрабандное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров народного потребления из Китая. В преступную деятельность сообщества также были вовлечены сотрудники правоохранительных органов. В результате действий преступного сообщества государству был причинен ущерб в виде неуплаченных таможенных сборов и пошлин в размере более 1,5 млрд рублей».
В СКП при этом подчеркнули, что расследование всей эпопеи с китайской контрабандой пока далеко от завершения: «ГСУ продолжает расследование в отношении остальных организаторов, руководителей и соучастников преступного сообщества (всего 20 человек). Все они объявлены в международный розыск, в отношении них избрана мера пресечения в виде заключения под стражу заочно».
Никаких подробностей расследования, как и имена предполагаемых организаторов масштабной контрабанды, в СКП рассказывать не стали. Впрочем, ранее в неофициальном порядке информация об этом не раз просачивалась в СМИ.
Согласно этим данным, в начале 2005 года в Подмосковье были задержаны несколько десятков вагонов китайского ширпотреба, ввезенного контрабандой через Находку. Получателем груза числилась подмосковная воинская часть 54279, подчиняющаяся управлению материально-технического обеспечения ФСБ РФ. В апреле 2005 года Следственный комитет при МВД по этим фактам возбудил уголовное дело. В ходе его расследования были задержаны еще 100 вагонов контрабанды, поступившей из Китая по этому каналу. Кроме того, оперативники узнали, что на адрес того же получателя из Находки следует еще 400 вагонов контрабанды, однако задержать этот груз МВД не смогло. Уже 11 апреля того же года дело было передано в ФСБ, а спустя еще год, весной 2006 года, материалы передали в Генпрокуратуру. Лишь после этого скандальное расследование вышло на новый уровень.
В мае 2006 года в одном из телеинтервью Владимир Путин потребовал преодолеть «практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются в экономическом экстазе». И хотя премьер имел в виду не только эту историю, но и ряд других аналогичных коррупционных скандалов, выводы для силовиков последовали весьма жесткие. Вскоре своих постов лишились глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Александр Жерихов, два его заместителя, пять сотрудников МВД, два высокопоставленных сотрудника прокуратуры, три генерала ФСБ и четверо сенаторов. В сентябре того же года, как считается, опираясь на материалы расследования по данному делу, г-н Путин отправил в отставку еще трех высокопоставленных сотрудников ФСБ.
В августе 2007 года в СМИ из неофициальных источников просочилась информация о личностях предполагаемых организаторов контрабандных поставок. Среди таковых упоминались сенатор от Приморского края Игорь Иванов и депутат местного законодательного собрания, глава совета директоров ОАО «Владхлеб» Геннадий Лысак, которые к этому времени уже успели скрыться за границей. И если г-н Иванов вскоре был лишен членства в Совете Федерации, то г-н Лысак, судя по официальному сайту приморского парламента, по-прежнему представляет в нем фракцию «Единая Россия». Ведущие роли в группировке, по версии следствия, также играли родственник г-на Лысака бизнесмен Денис Павлов, скрывшийся от следствия, и глава приморской адвокатской конторы «36 часов» Александр Литвинов.
Всего же, по данным следствия, за период с 2002 года по апрель 2005 года через таможню Находки прошло порядка 7 тыс. вагонов контрабандного ширпотреба из Китая, а организацией этих поставок занималось в общей сложности около 40 человек.
Согласно материалам дела, преступное сообщество образовалось в феврале 2002 года на базе возглавляемого г-ном Павловым ООО «Ростек-ДВ-Сервис». Чтобы эффективно управлять контрабандными каналами, компания, по информации СМИ, открыла свои филиалы в Китае, Южной Корее, Приморье, Москве и приобрела три склада временного хранения в зоне ответственности Уссурийской и Гродековской таможен. С этих складов контрабандный груз доставлялся в Москву, там сначала попадал на территорию в/ч ФСБ, где подконтрольная группировке фирма арендовала склад. Затем товар отправлялся на грузовые площадки «АСТ» и «Щербинка», принадлежащие торговому комплексу «Черкизовский». Реализовывался он, как предполагается, преимущественно на Черкизовском рынке.
По версии следствия, контрабандисты договорились с некоторыми руководителями Дальневосточной таможни о том, чтобы все их грузы хранились лишь на их собственных складах. Благодаря обширным связям членов группировки в правоохранительных и таможенных органах груз без проблем проходил процедуру растаможивания и прямым ходом следовал в Москву. При помощи подложных документов злоумышленники сумели максимально снизить издержки, внося в таможенные документы заведомо ложную информацию о ввозимом грузе.
По данным следствия, г-н Литвинов обеспечивал группе юридическое прикрытие и отвечал за связи с правоохранительными органами. В состав группировки входил еще целый ряд предпринимателей, большая часть которых сейчас находится в розыске.
Следственные органы об этом расследовании практически ничего официально не рассказывали. Одним из первых о нем громко заявил бывший глава департамента оперативного обеспечения ФСКН генерал Александр Бульбов, чей арест осенью 2007 года наделал много шума. Его обвинили в незаконном прослушивании телефонных переговоров, даче и получении взяток. Но на судебных заседаниях г-н Бульбов регулярно заявлял, что обвинения против него были сфабрикованы среди прочего как раз из-за расследования дела о китайской контрабанде -- в 2005 году сотрудники ФСКН под руководством генерала осуществляли по нему оперативное сопровождение. «Я считаю, что так называемые темные силы, имеющие отношение к моему задержанию, это организаторы китайской контрабанды, которые уже находятся в международном розыске и, насколько я знаю, сейчас проживают в Корее. Каким-то образом они нашли, как нас нейтрализовать», -- заявил г-н Бульбов в ноябре прошлого года, сразу после выхода из СИЗО, где он провел два года. По его словам, эти люди пытались выйти на него и «договориться». Между тем расследование в отношении самого г-на Бульбова все еще продолжается.
Анатолий КАРАВАЕВ