|
|
N°103, 17 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы должны идти дальше»
General Motors отозвала запросы о финансовой помощи у ЕС
General Motors (GM) отзывает просьбу о финансовой помощи у правительств стран ЕС для своих дочерних компаний Opel и Vauxhall и профинансирует их предстоящую реструктуризацию предприятий самостоятельно, говорится в официальном сообщении автоконцерна. Заявление последовало за отказом правительства Германии на прошлой неделе предоставить финансовую помощь компании в размере 1,8 млрд евро для реструктуризации ее европейских заводов. Согласно заявлению GM такое решение стало возможным благодаря «укреплению в последнее время финансового положения корпорации» и из-за отсутствия времени на продолжение переговоров о получении дополнительных госгарантий. Так, по итогам первого квартала GM получила первую почти за три года чистую прибыль в размере 865 млн долл. против убытка в 5,98 млрд долл. за аналогичный период прошлого года.
Как известно, в мае прошлого года власти Германии и General Motors объявили о сделке по продаже германского концерна Opel консорциуму канадской Magna, Сбербанка и «Группы ГАЗ». Формальное подписание контракта ожидалось в течение пяти недель, однако оно постоянно переносилось. А третьего ноября совет директоров GM принял решение не продавать Opel и сохранить торговую марку в структуре холдинга. Сделку активно поддерживали правительства Германии и России. Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала тогда решение GM «поражением» для своего кабинета, а глава российского правительства Владимир Путин сказал, что ситуация вокруг Opel -- это «урок для России», пообещав учесть такое «пренебрежительное» отношение американской компании к своим партнерам. Срывом сделки остались крайне недовольны и ее непосредственные участники Magna и Сбербанк. Руководство Magna заявило о намерении получить от GM потраченные деньги, по некоторым данным расходы составили 100 млн евро. А глава Сбербанка Герман Греф даже не исключал разбирательств с американским концерном в суде. Правда, в конце апреля нынешнего года стало известно, что GM выплатила Сбербанку компенсацию за отказ продавать Opel. «Претензии банка урегулированы... GM выплатила компенсацию в денежной форме», -- сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник, близкий к банку, который, правда, не назвал ее сумму. А в заявлении сторон лишь говорилось, что Сбербанк больше не имеет претензий к GM, его требования о компенсации «разрешены на взаимоприемлемых условиях».
Германия же требовала от GM поскорее представить план реструктуризации Opel. А г-жа Меркель подтвердила, что «решение о финансовой помощи будет, только если GM покроет львиную долю расходов на реструктуризацию». В конце 2009 года на немецких заводах Opel прошли забастовки, а в феврале 2010 года GM выделила для поддержания Opel 650 млн долларов.
Во вчерашнем заявлении GM подчеркивается, что правительства Великобритании и Испании были готовы выдать кредитные гарантии по 330 млн евро соответственно. А правительства земель Германии, где находятся заводы Opel, после отказа о помощи из Берлина, также высказали готовность предоставить средства. Но глава GM Europa и председатель совета директоров Opel Ник Рейлли сказал: «Мы должны идти дальше». «Решение немецкого правительства на прошлой неделе было неутешительно и означает, что заключение этих гарантий снова потребует много времени», -- сказал он.
Теперь Opel может полностью сосредоточиться на реализации плана своего развития, требующего 11 млрд евро. Согласно сообщению GM продажи Opel растут быстрее, чем ожидалось. Так, на новую версию пятидверки Astra за прошедшие полгода уже получено 160 тыс. заказов, тогда как план продаж на весь год не превышал 180 тыс. авто. А на новый Opel Meriva всего за несколько недель уже поступило 30 тыс. заявок. Кроме того, компания планирует запуск еще семи новых продуктов в этом году и еще пяти в следующем году, включая «революционную» версию электромобиля Opel/Vauxhall Ampera.
В Opel и Vauxhall работают порядка 48 тыс. человек в Европе, примерно половина из них в Германии. Несмотря на отказ от государственных кредитных гарантий, никаких дополнительных сокращений персонала или же закрытия заводов Opel компания не планирует. Согласно ранее утвержденному плану его санации в Европе будет сокращено 8,3 тысячи.
Ирина ЦЫРУЛЕВА