Время новостей
     N°102, 16 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2010
Электрички должны ходить с прибылью
РЖД перестраивает пригородные перевозки
Правление ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) одобрило документы по созданию двух пригородных пассажирских компаний -- в Калининградской области и в северных областях европейской части России. Об этом вчера сообщила пресс-служба железнодорожной монополии. Предполагается, что новые компании начнут деятельность с 1 августа. Они создаются в рамках программы РЖД, призванной к 2012 году добиться безубыточности пригородных перевозок, а в дальнейшем даже «деятельности с достаточной нормой рентабельности». В отличие от ранее учрежденных пригородных компаний Московской и Ленинградской области, где соответствующие региональные власти присутствуют среди акционеров, новые перевозчики полностью контролируются РЖД.

Пресс-служба РЖД сообщила вчера, что правление монополии решило учредить ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" (КППК) и ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" (СППК), сообщает пресс-служба РЖД. По 100% минус одна акция обеих компаний будут принадлежать РЖД. По одной символической акции КППК и СППК передается автономной некоммерческой организации (АНО) "Центр Желдорреформа", которая в свое время также была создана по решению президента РЖД. Уставный капитал обеих компаний составит по 100 тыс. рублей.

КППК начнет свою деятельность 1 августа 2010 года в качестве агента по продаже билетов в Калининградской области. С января 2011 года АО будет постепенно осваивать перевозочную деятельность на пригородных маршрутах региона.

СППК так же с 1 августа начнет работать в качестве агента по продаже билетов в Ярославской и Вологодской области. В 2011 году компания займется перевозками и постепенно распространит свою деятельность на территории Костромской, Владимирской, Ивановской и Архангельской области. Обе компании будут использовать инфраструктуру ОАО «РЖД» и у него же арендовать подвижной состав. Основной задачей КППК и СППК будет достижение безубыточности, а в перспективе и рентабельности пригородных железнодорожных перевозок.

Такая задача в масштабах всей страны была сформулирована в 2008 году правлением РЖД, принявшим тогда Программу развития пригородного пассажирского комплекса до 2015 года. Этот документ предусматривает повышение доходности пригородных перевозок (которые в настоящее время являются планово-убыточным «социальным» видом деятельности). Обеспечить переход предполагалось за счет удовлетворения растущего платежеспособного спроса на пассажирские перевозки. Впрочем, от механизма региональных субсидий авторы программы тоже не собирались полностью отказываться. Докладывая о программе правлению РЖД в марте 2008 года, вице-президент ОАО "РЖД" Михаил Акулов, в частности, отметил, что необходим «полномасштабный запуск системы планирования, финансирования и реализации государственного заказа со стороны субъектов РФ на перевозки пассажиров по регулируемым тарифам и льготных категорий, предусматривающей полную компенсацию из федерального и региональных бюджетов разницы между экономически обоснованными и фактически установленными тарифами в регулируемом секторе». По мнению г-на Акулова, безубыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении можно добиться в 2012 году, а в дальнейшем перейти «к деятельности с достаточной нормой рентабельности».

В районах, прилегающих к двум российским столицам, соответствующие «дочки» РЖД были учреждены гораздо раньше: ОАО «Центральная ППК» -- в 2005 году (перевозки начала с 1 января 2006 года), а ОАО «Северо-Западная ППК» -- в 2006 году (перевозки с 1 июня 2006 года). Надо, однако, отметить, что по структуре акционерного капитала обе отличаются от создаваемых сейчас ППК. Среди акционеров «Северо-Западной ППК» помимо РЖД присутствует город Санкт-Петербург (25% плюс одна акция). А доли в ОАО «Центральная ППК» имеют сразу два региона -- Москва и Московская область (по 25% плюс одна акция каждый). Соответственно пакет РЖД там даже немного меньше контрольного -- 50% минус две акции.

Михаил КУКУШКИН