Время новостей
     N°103, 17 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2010
Плавсредства
Государство намерено избавить от налога на имущество строящиеся морские порты и аэропорты
Государственная дума поддержала предложение правительства России об освобождении на 15 лет от налога на имущество вновь вводимые объекты инфраструктуры на внутреннем водном и воздушном транспорте. Соответствующий законопроект был на днях принят депутатами в первом чтении. Представители транспортного лобби намерены добиваться при втором чтении полного освобождения от налога на имущество всего портового и аэропортового хозяйства, а в перспективе -- льгот по налогу на землю.

Законопроект был внесен правительством в декабре прошлого года. Однако руки до него у депутатов дошли только сейчас. Документ предлагает не брать налог на прибыль с того прироста балансовой стоимости судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях, портовых гидротехнических сооружений, а также сооружений воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов и космодрома), который произошел из-за строительства новых объектов или связан с реконструкцией или модернизацией действующей инфраструктуры. Предполагается, что данная норма сохранится в Налоговом кодексе до 2025 года и будет действовать для объектов, вводимых в строй после 1 января 2010 года.

Необходимость подобной льготы в пояснительной записке обосновывается тем, что «налог на имущество организаций оказывает существенное влияние на стоимость транспортных услуг и их конкурентоспособность». И, соответственно, на заинтересованность бизнеса в реализации инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации и строительству аэродромов, морских и речных портов, предусмотренных федеральными целевыми программами.

Налог на имущество исчисляется с его среднегодовой остаточной стоимости. При строительстве, проведении реконструкции или модернизации стоимость основного средства увеличивается, следовательно, автоматически увеличивается размер налоговых отчислений, поясняет суть проблемы заместитель руководителя отдела налогообложения и судебной защиты АКГ «Развитие бизнес-систем» Николай Чумаченко. Исключение из налогооблагаемой базы прироста стоимости имущества из-за его реконструкции, по мнению эксперта, «может простимулировать рост обновлений основных фондов, если, конечно, организации сочтут процент экономии существенным». Так как налог на имущество относится к числу региональных, то конкретная ставка налога устанавливается субъектами Федерации, но не может быть выше 2,2% от стоимости имущества.

Кроме радикальной реконструкции морского порта и аэропорта в Сочи, льгота затронет строительство комплекса нефтеналивных грузов в порту Усть-Луга, терминалов в порту Новороссийска, перегрузочного комплекса по перевалке нефти и газа в порту Тамань (Краснодарский край), грузовых терминалов в портах Темрюк (Кубань), Ванино (Хабаровский край), Оля (Астраханская область), Владивосток. «В последнее время значительный объем инвестиций делается в развитие аэропортовой инфраструктуры, в том числе и за счет государственных инвестиций, -- рассказал "Времени новостей" глава специализированного интернет-агентства «Авиапорт.Ru» Олег Пантелеев. -- В результате стоимость аэропортовых объектов может вырасти многократно. В разы увеличится и величина налоговых отчислений, что, мягко говоря, не стимулирует аэропорты к развитию своей инфраструктуры».

В частности, в московском регионе все три столичных аэропорта -- Шереметьево, Домодедово и Внуково -- реализуют масштабные инвестиционные планы. Стартует крупный проект в Санкт-Петербургском аэропорту Пулково. Из проектов, реализуемых частными инвесторами в рамках государственно-частного партнерства, г-н Пантелеев назвал Кольцово в Екатеринбурге, Толмачево в Новосибирске и планы структур главы «Русала» Олега Дерипаски по реконструкции аэропортов юга России: кроме Сочи, это Геленджик, Краснодар и Анапа. Еще можно назвать в большей степени государственный, а не частный проект реконструкции аэропорта во Владивостоке.

Комитет Госдумы по транспорту считает предложенные правительством меры недостаточными. Депутаты обращают внимание, что сейчас от уплаты налога на имущество полностью освобождены железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Депутаты предлагают исключить дискриминацию водного и воздушного транспорта и освободить от налогообложения не только вновь вводимые или реконструированные, но и действующие сейчас объекты транспортной инфраструктуры портов и аэропортов.

Эту инициативу могут не поддержать депутаты думского комитета по бюджету и налогам. В своем отзыве они особо обращают внимание, что принятие законопроекта не приведет к выпадению доходов бюджета, так как льгота распространяется только на новые объекты. Поступления налогов от действующей сейчас инфраструктуры сохранятся как минимум в прежнем объеме. Вариант комитета по транспорту потребует пересмотра финансово-экономического обоснования законопроекта.

Расширению налоговых льгот явно воспротивится и Министерство финансов. Как рассказали в думском комитете по транспорту, позиция Минфина заключается в том, что раз налог региональный и многие субъекты Федерации предоставляют по нему льготы для своих владельцев транспортной инфраструктуры, то «пусть и другие поступают также, и вопрос будет решен». Минфин в последнее время провозгласил в качестве одного из важнейших принципов межбюджетных отношений отказ от предоставления на федеральном уровне льгот по региональным налогам. Такой принцип заложен и в программу повышения эффективности бюджетных расходов.

Гораздо более острой проблемой для аэропортов является налог на землю, полагает Олег Пантелеев. Дело в том, что стоимость земли не всегда входит в стоимость имущества. Между тем аэропорты занимают, исходя из своих технологических особенностей, огромные территории, и облагать их по той же ставке, как и землю под промышленными объектами, несправедливо, считает эксперт. «Авиаперевозчики легко могут заложить налоги в цену билета, а потом мы удивляемся, почему до Сочи долететь дороже, чем до Америки», -- соглашаются с ним в комитете Госдумы по транспорту. Там также обращают внимание на то, что проблема земельного налога актуальна и для портовых компаний, которые в большинстве своем расположены в центральной части городов.

Андрей СУСАРОВ