|
|
N°103, 17 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На несколько фильмов больше
В Москве открывается 32-й Международный кинофестиваль
Конкурсную программу составили 17 фильмов из разных стран, при этом пять из них -- дебюты (единственный на сей раз российский участник -- первый игровой фильм известного документалиста Юрия Шиллера «Воробей»). По-настоящему известных имен в списке режиссеров-конкурсантов пожалуй что и нет, так что оценивать конкурс придется по ходу дела. То же самое происходит и с "Перспективами", хотя среди фильмов этой программы уже наметился очевидный фаворит -- черно-белый "Реверс" Борыса Ланкоша, абсолютный фаворит Польского кинофестиваля в Гдыне (семь главных наград), лауреат премии ФИПРЕССИ на фестивале в Варшаве, выдвинутый Польшей на "Оскара". В остальном же приходится ограничиться традиционной фразой "время покажет".
Открытия, понятное дело, неизбежны, но практика показывает, что с общим зрительским настроем ничего поделать нельзя -- наибольший интерес, как и все последние годы, у киноманов вызывает совсем не конкурс, а всевозможные ретроспективы и специальные программы. На сей раз первую строчку в реестре ожиданий занимает, пожалуй, Серджио Леоне: у нас появилась уникальная возможность увидеть отреставрированные копии пяти его фильмов, которые вряд ли когда-нибудь еще придется поймать на широком экране, -- начиная с раннего "пеплума" "Колос Родосский" (1961) и заканчивая изумительным, явно недооцененным и оставшимся в тени классической "долларовой трилогии" (две части которой -- "На несколько долларов больше", 1965 и "Хороший, плохой, злой", 1965 -- тоже вошли в ретроспективу) вестерном из времен мексиканской революции "Пригни голову" (1971), известным у нас под названиями "За малайзийскую пригоршню динамита" и "Ложись, придурок"; плюс к этому "Однажды на Диком Западе" (1968), без малого три часа 1000-процентного, хоть и выученного благодаря видео наизусть счастья. Еще одна программа, ставшая за два последних года проведения ММКФ культовой, -- "Социалистический авангардизм" киноведа Евгения Марголита, редкие отечественные фильмы, выбивающиеся из привычного советского канона. Тут и "Лермонтов" (1943) Альберта Гиндельштейна, которого не терпится сравнить с одноименным масоноборческим фильмом Николая Бурляева, и "Дети Памира" (1963) Владимира Мотыля, и «Вавилон ХХ" (1979) Ивана Миколайчука. Для ценителей широкоэкранной проекции прямая дорога на вроде бы номинальную, остающуюся в тени, но отменную, абсолютно "белостолбовскую" по качеству подборку "Война!", в рамках которой можно увидеть в кинотеатре (то есть в единственно возможном для данных лент формате) такую классику мирового батального кино (составитель программы Владимир Дмитриев не без оснований именует их спектаклями), как четвертая и пятая части "Освобождения" (1971) Юрия Озерова, "Самый длинный день" (1962) Кена Эннакина, Эндрю Мартона и Бернарда Викки и "Тора! Тора! Тора!" (1970) Ричарда Флейшера, Кинджи Фукасаку и Тосио Масуды. А также на повестке дня удостоившиеся персональных ретроспектив Клод Шаброль, Акира Куросава (к столетнему юбилею) и председатель нынешнего жюри Люк Бессон (в его случае имеет смысл обратить внимание на дебютную, не требующую перевода антиутопию "Последняя битва", 1983, да и "Леона", 1994, с "Пятым элементом", 1997, лишний раз посмотреть "как полагается", то есть в зале, не помешает). Кроме того, фестиваль закроет последняя картина мэтра -- "Невероятные приключения Адель" (2010).
Из нынешних персональных подборок заведомо сильно смотрится также ставший уже постоянным "Азиатский экстрим" Андрея Плахова -- вряд ли имеет смысл пропускать "Поэзию" (2009) корейца Ли Чандона ("Оазис", "Тайное сияние"), получившую прошлогодний каннский приз за лучший сценарий, "Лицо" (2009) малайзийского тайваньца Цяй Минляна ("Дыра", "Капризное облачко", "Не хочу спать одна") и гонконгского "Принца слез" (2009) Йонфаня ("Последний роман", "Пионовая беседка", "Разноцветные бутоны"), как, впрочем, и все остальные фильмы программы. В "Московской эйфории -- выборе ФИПРЕССИ" (семь фильмов, удостаивавшихся наград Международной ассоциации кинокритиков в разные годы) среди картин Михаэля Ханеке, Кристи Пуйю, Брюно Дюмона и Бориса Хлебникова с Алексеем Попогребским невозможно не выделить "Непослушного Бабби" (1993) австралийца Рольфа Де Хира -- историю умственно отсталого убийцы собственных родителей, который в конце концов вышел из добровольного заточения в собственном доме и стал рок-музыкантом уровня Ника Кейва.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ