|
|
N°103, 17 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Легко быть рядом
Закончился главный анимационный фестиваль мира
Фестиваль в Аннеси раздал призы, часть которых, как водится, была вполне ожидаема, а часть -- разочаровала. Главным огорчением отечественных участников было то, что хоть российских фильмов в нынешнем конкурсе было как никогда много, ни один из них ничего не получил. Впрочем, именно это было ожидаемо. На фоне самой разнообразной мировой анимации наши фильмы, часто сделанные действительно мастерски, смотрелись на удивление старомодно и по сюжетам, и по языку: все те же милые детские сказки, все тот же дух старого «Союзмультфильма», все так же -- ни слова о современности. Видеть это было печально и, хотя программа Аннеси нынешнего года в целом была весьма неудачной, приходилось признать, что по большому счету досталось (вернее, не досталось) российским фильмам -- справедливо. Это, конечно, не означает, что среди призеров юбилейного смотра были сплошь шедевры.
Единственная конкурсная номинация, в которой ни сейчас, ни прежде не было российских участников, -- это полный метр. В соревновании нынешнего года участвовало семь больших картин, включая уже вполне прославленные вроде японских фантастических «Летних войн» и «One piece film: Суровый мир» по известному аниме-сериалу, а также шведской конспирологической антиутопии «Метропия», где в ближайшем посткризисном будущем людьми тайно управляли с помощью особого шампуня, по волосам, как по антеннам, проникая в мозг. Но ни у кого не было сомнений, что главный приз, а вместе с ним и приз зрительских симпатий среди полнометражных картин получит американский «Неподражаемый мистер Лис» Уэса Андерсона, прелестный кукольный фильм по Роальду Далю. Сказка о человекообразных лисах, кротах и других норных животных, которые обманывают злобное фермерское воинство, мешающее им воровать кур, снята известным режиссером игровых фильмов в его фирменном энергичном ритме, с прекрасным юмором. А главное -- с такими обаятельными, легко выражающими любое настроение персонажами (чего стоит улыбка насмешливого супергероя и плута мистера Лиса!) и изумительным, «живым» движением, что, конечно, соревноваться с ним на анимационном поле было трудно. Кстати, «Мистер Лис», который уже широко шел по миру, в августе наконец-то появится и в нашем прокате. На то же 26 августа намечена и российская премьера «Иллюзиониста» Сильвена Шоме, открывавшего нынешний фестиваль в Аннеси.
Вторую по значению премию в номинации «Полный метр» -- «спецупоминание жюри» -- получила французско-итальянская детская картина «Секрет Элеоноры» о мальчике, спасающем старую тетушкину библиотеку от продажи с помощью крошечных героев детских книг. Этот фильм Доминика Монфери, честно говоря, выглядел вяло и неизобретательно, его герои казались скучными и не слишком обаятельными. Так что ничем, кроме красивых фоновых картинок и общей заботы о воспитании в малышах интереса к чтению, выбор жюри объяснить не удается.
Первый приз в каждой из номинаций фестиваля тут называется «Кристалл», но поскольку традиционно главным конкурсом на этом смотре авторской анимации считается короткий метр, то «Кристалл» за короткометражку автоматически становится «Кристаллом Аннеси», то есть Гран-при. В этом году выбор первого призера был настолько же неожиданным и разочаровывающим, как и в прошлом, когда документальная анимация «Рабы» получила награду явно по политическим причинам, а теперь ее никто и не вспоминает. На этот раз австралийско-английский фильм Эндрю Руэрманна и Шона Тана «Потерянная вещь», судя по всему, получил приз только за красоту. Шон Тан, известный иллюстратор и автор детских книг, работавший художником и в анимации (в частности, на «Валл-и»), некоторое время назад выпустил со своими картинками милую книжку о мальчике, пришедшем на пляж собирать крышечки от бутылок и нашедшем странное и дружелюбное существо вроде гигантского горшка со щупальцами: не то живое, не то механизм. Мальчик долго мыкается, пытаясь понять, откуда оно или кто его потерял, пока в конце концов не находит целый город, полный таких странных существ. По этой-то истории Тан вместе с актером и музыкантом Руэрманном поставили свой неожиданно столь высоко оцененный дебютный фильм. Стильные книжные картинки Тан для фильма раздул в нарядную компьютерную трехмерку, короткий и ясный сюжет в 15-минутном фильме утонул в красотах и в целом, что бы ни говорило жюри, картина скорее оставляла невнятное впечатление.
Зато вторую по значению награду -- специальный приз жюри, так же как приз публики за короткометражку и приз ЮНИСЕФ (детского фонда ООН), отдали безусловной картине -- «Злому человеку» норвежки Аниты Килли, пронзительному и тонкому фильму о мальчике, боящемся своего вспыльчивого отца (см. «Время новостей» от 11 июня). Приз за первый фильм достался французам Тому Хогома и Брюно Манжиоку, двум совсем молодым выпускникам знаменитой парижской киношколы «Гоблен» за стильно нарисованную сентиментальную историю о гигантском пловце, который посреди чемпионских чествований бросает гостей и уезжает к морю, где он в детстве с дедом нашел красную ракушку. А специального отличия ex жquo, то есть «по справедливости», парадоксальным образом удостоились два фильма-антипода. Сложный, темный, депрессивный «Дневник Липсетта» Теодора Ушева о киноэкспериментаторе и самоубийце Артуре Липсетте и простодушное дуракаваляние «Не ходи» турка Тургута Акацика, вписавшего смешное одноглазое существо, похожее на игрушечного розового зайца, в обычную комнату с живым котом. Кот носится за трехмерным анимационным героем, а он то прячется, то смешно танцует, выпятив живот и крутя попой. (Понятное дело, что этот же фильм из всех короткометражек выбрало и детское жюри.) На мой взгляд, такой разброс в предпочтениях отражает некоторую растерянность и метания жюри, не нашедшего явных лидеров в не слишком выразительной программе.
Кроме главных, короткометражного и полнометражного, конкурсов в Аннеси проводят еще три: телевизионный, где главным образом показывают сериалы или спецпроекты для ТВ. Прикладной: тут отдельно оценивается научное и образовательное кино, отдельно реклама и промо и, наконец, лучший музыкальный клип. И студенческий, о котором, как и вообще о студенческой анимации, надо рассказывать отдельно.
«Кристалл» за лучшую телепродукцию на Аннеси-2010 получил симпатичный немецкий фильм «Маленький мальчик и чудовище», где родители ребенка после развода превращаются в монстров, буквально таких, как в мультфильме «Красавица и чудовище». Причем если воскресный папа и рычит, как дикий зверь, то мама, с которой остался мальчик, стала погруженным в себя и безучастным чудищем, в чем ребенок находит свои плюсы (например, можно в супермаркете кинуть в тележку ворох чупа-чупсов и она не обратит внимания). Фильм этот уже успел наполучать призов на других фестивалях, но понятно, что, кроме анимационных достоинств (вполне ординарных), для жюри был важен современный сюжет и весьма остроумное его решение.
Надо честно признать, что в целом телевизионный конкурс традиционно один из самых скучных (поскольку сериальная продукция, как правило, очень упрощенная и однообразная, особенно та, что снимается для детей и, как выяснилось, имеет кучу очень жестких ограничений от тем до цветовой гаммы). Редкие остроумные и парадоксальные решения тут случаются главным образом в сериалах для взрослых, но в этом году, похоже, открытий не было. Таким образом, лучшим сериалом тележюри ожидаемо назвало «Драконов и принцесс» мэтра французской анимации Мишеля Осело. Десять лет назад он снял прелестный полнометражный силуэтный фильм «Принцы и принцессы», состоящий из нескольких сказок о любви и теперь решил продолжить этот проект в сериальном формате. Судя по серии «Мальчик, который никогда не лгал», показанной в конкурсе, получилось заметно скучнее. Одиночные спецпроекты для ТВ делаются основательнее, с качеством не сериала, а полного метра. Среди них лучшим, как и в прошлом году, назвали английский мультфильм. Тогда это был получивший потом гору призов «Потерять и найти» о дружбе мальчика с пингвином. А теперь -- славная и тоже трехмерная сказка «Груффало» Якоба Шу и Макса Ланга про мышонка, который сначала выдумал страшного монстра Груффало, чтобы пугать хищников, а потом действительно его встретил. Основательность этого получасового фильма можно оценить уже по тому, что звездный список актеров озвучания возглавляет Елена Бонэм Картер.
Зато конкурс прикладной анимации в этом году был не слабее обычного, и смотреть его стоило. В сущности именно здесь, в коротких фильмах, сделанных на заказ, особенно отчетливо видны современные анимационные тренды, тут нередко экспериментируют с необычными техниками и не боятся смелых решений. Здесь видно и то, как глубоко сегодня проникает анимация в прочие киножанры: в конкурсе было несколько шикарных анимированных титров к блокбастерам, похожие на самостоятельные фильмы, были мультивставки, сделанные к документальным картинам (например, подробное объяснение того, как работала система безопасности в стене, разделявшей две Германии). Было несколько изящных «рукотворных» проектов, например, реклама известного бразильца Нандо Косты, где из бумажных полотенец вырезаются тончайшие силуэты. В давно обошедшем Интернет французском антиспидовском ролике Иоанна Лемуэна «Граффити» рисунки двигаются прямо по кафельной стене в общественном туалете: пенис скачет по кабинкам, желая получить хоть одну добычу из тех, что нарисованы на стенах, но они с визгом разбегаются, пока реальная девушка из жалости не рисует на бедолаге презерватив.
Приз за лучший образовательно-научный фильм получила построенная на смешении разнообразных техник документальная анимация «Желтый в Милане», основанная на интервью социальная лента о проблемах китайцев в Италии. А лучшим видеоклипом стал японский «Тон каждого дня» группы Sour, где почти нет анимации в обычном смысле. Весь фильм построен на монтаже из лиц людей, снятых веб-камерами -- эдакое хоровое пение в скайпе, где мультиэкран создает видимость прямого контакта музыкантов и их слушателей, находящихся далеко друг от друга. Каждый кадр становится комнаткой в общем доме -- герои переходят из кадра в кадр, танцуют, валяют дурака, фотографируют друг друга, общаются с теми, кто вверху и внизу, меняются головами и телами, и из фрагментов множества лиц составляется одно. Клип, где только часть из множества героев -- члены группы Sour, а остальные -- их поклонники по всему миру, создает веселое ощущение, что расстояний не существует, что легко быть рядом. И это кажется самым оптимистическим выводом из всей программы Аннеси.
Дина ГОДЕР