|
|
N°103, 17 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свобода одного собрания
Оппозиционерам впервые дали спокойно помитинговать на Триумфальной площади
Вчерашнее выступление оппозиции на Триумфальной площади не просто отличалось от всех предыдущих акций -- оно прошло «с точностью до наоборот». «Несогласные» митинговали в течение двух часов под охраной милиции, а активистов из лоялистского молодежного движения «Наши», пытавшихся проникнуть на акцию политических оппонентов Кремля со своими плакатами, вывели под руки стражи порядка. Санкционированный митинг оппозиционных организаций был посвящен разгону митинга несанкционированного. «Несогласные» собрались, дабы выразить свое недовольство тем, как жестко милиция пресекла выступление оппозиционеров 31 мая. Посему инициаторы «Стратегии-31» (кампании, ставящей своей целью «защиту права на свободу собраний») решили не дожидаться следующего 31-го числа, подали заявку на мероприятие и неожиданно для себя получили разрешение.
«Несогласным» в среду выделили ту же площадку у памятника Маяковскому, которую 31 мая отдали под акцию «Молодой гвардии «Единой России» (это движение, «отобравшее» у оппозиционеров площадь, не раз поминали недобрым словом на вчерашнем митинге). Милиционеров на оцепленной площади было на порядок меньше, чем две недели назад, не говоря уж о том, что в поле зрения не наблюдалось автобусов с ОМОНом. Лидеры «Солидарности» и других оппозиционных движений выступали с трибуны, правда, менее солидной, чем у «молодогвардейцев». Оставляло желать лучшего и качество звукоусиливающей аппаратуры: во время речи одного из инициаторов митинга -- лидера движения «За права человека» Льва Пономарева звук пропадал через каждые две минуты. Зато музыкальное сопровождение и у лоялистов, и у «несогласных» было схожим -- из динамиков звучали песни Виктора Цоя и других звезд русского рока.
«Я думаю, что здесь собралось не менее 500 человек», -- открывая мероприятие, заявил с трибуны Лев Пономарев. По оценке корреспондента «Времени новостей», число участников не превышало двух сотен. Хотя митинги в рамках «Стратегии-31» объявлены внепартийным мероприятием, в руках собравшиеся держали оранжевые знамена «Солидарности», флаги партии «Яблоко» и «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова. Многие участники митинга укрывались от дождя зонтами с партийной символикой. Митинг открыла «старая гвардия» диссидентского движения: помимо г-на Пономарева к «несогласным» обратились бывший уполномоченный по правам человека Сергей Ковалев и бывший клирик РПЦ Глеб Якунин (который, впрочем, выступал в священническом одеянии).
Здесь же, на площади, была организована фотовыставка -- участники акции установили несколько стендов со снимками, сделанными во время разгона «марша несогласных». Рядом несколько оппозиционеров развернули транспарант: «31 мая -- не забудем, не простим!».
Непосредственными виновниками жесткого разгона предыдущей акции «несогласные» считают столичные власти, руководство МВД и федеральные власти в целом. Во всяком случае, призывы к отставке министра внутренних дел Рашида Нургалиева, мэра Москвы Юрия Лужкова и премьера Владимира Путина звучали из уст ораторов довольно часто. «Милиция не должна избивать людей, собравшихся мирно и без оружия. Но кто им приказывает? Главная вина лежит на мэре Лужкове, это он отдал незаконный приказ не согласовывать акции 31-го числа -- уже девять раз московские власти нагло не согласовывали наше мероприятие», -- заявил Лев Пономарев.
В этот момент произошла заминка -- некий молодой человек попытался развернуть свой плакат «контрпропагандистского» содержания. Заметим, что накануне движение «Наши» пообещало провести здесь же, на Триумфальной, «альтернативную фотовыставку» и поведать об источниках доходов представителей оппозиции. Однако в отличие от акции двухнедельной давности обошлось без инцидентов. «Нашего» вывели под руки за оцепление и сдали на руки милиции. «Молодого человека вывели с территории Триумфальной площади и отпустили. Других происшествий не было», -- позже сообщили журналистам в УВД по Центральному административному округу.
Подводя итоги санкционированного митинга, Лев Пономарев заметил, что он расценивает происшедшее как признак того, что власть пошла на уступки «несогласным». По завершении акции было решено передать генпрокурору Юрию Чайке обращение с требованием наказать начальника столичного ГУВД Владимира Колокольцева за «жесткий разгон» акции 31 мая.
Михаил МОШКИН