|
|
N°103, 17 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нерабочий процесс
На чемпионате мира бастуют водители и стюарды
Неспортивные новости, поступающие с южноафриканского чемпионата мира, продолжают напоминать сводки боевых действий. Ко всем проблемам организаторов Кубка мира прибавились еще и забастовки служащих, которые так или иначе должны обеспечивать жизнедеятельность болельщиков и туристов.
Одними из первых забастовали транспортники. Водители автобусов, которые должны были развозить зрителей по стадионам, 14 июня отказались выходить на маршруты. Стихийно бастующие водители выдвинули вполне твердые требования оплачивать сверхурочные работы. Компании, отвечающей за перевозки туристов, пришлось сначала организовывать вывоз застрявших на матче Голландия -- Дания болельщиков, а потом идти на уступки бастующим.
Другого выбора у них не было. ФИФА и так свои проблемы с заполнением стадионов сваливает на транспортников. Изначально Международная федерация футбола рапортовала, что продано более 95% билетов. Однако на трибунах виднеются заметные проплешины. Матч Новая Зеландия -- Словакия на 40-тысячной арене «Роял Бафокенг» в Рюстенбурге собрал 23 871 зрителя. Полупустыми оказались трибуны «Питер Мокаба» в Полокване во время игры Алжир -- Словения, о катастрофичной посещаемости ФИФА заставила задуматься и встреча Южная Корея -- Греция, которая состоялась на арене с романтичным названием «Бухта Нельсона Манделы» в Порт-Элизабет.
Изредка чиновники ФИФА проговариваются, что вынуждены часть билетов раздавать бесплатно работникам крупных южноафриканских предприятий, но тех просто не довозят до стадионов. Кроме того, в ведомстве Зеппа Блаттера признали и проблему спекулянтов -- часть билетов оказалась у них, но иностранных туристов приехало очень мало, а реализовать лишнее местному неплатежеспособному населению не представляется возможным.
Пока Международная федерация футбола нашла крайних в виде транспортных компаний, которые вроде бы не справляются с доставкой болельщиков до арен. И транспортники во избежание еще больших проблем вынуждены удовлетворять запросы своих бастующих работников. Но успех водителей вдохновил всю Южную Африку, и волна протеста различных служащих катится по стране.
Наиболее активно в процесс включились стюарды. На митинге после матча Германия -- Австралия они требовали платить им обещанные ФИФА 1500 рандов в день (примерно 194 долл.) за 12-часовой рабочий день, а не назначенные местным оргкомитетом 190 рандов. Поводом же для гнева стюардов послужил тот факт, что после матча организаторы не развезли их по домам -- общественный транспорт уже не работал, и им пришлось идти пешком порядка четырех часов. Митинг стюардов в Дурбане был настолько массовым и мощным, что демонстрантов пришлось разгонять полиции с применением слезоточивого газа и резиновых пуль.
Но бушующих стюардов уже не остановить. В забастовку включились те служащие, которые должны были обслуживать стадион «Грин Пойнт» в Кейптауне перед матчем Италия -- Парагвай. Матч начался без опоздания, но зрители долго давились в проходах, не имея возможности занять свои места. С бастующими тогда решили вообще не договариваться -- их места заняла полиция.
Возможно, так же теперь поступят во всех городах. К своим коллегам планируют присоединиться стюарды в Йоханнесбурге и Порт-Элизабет. Однако оргкомитет уже дал понять, что не собирается идти на уступки, и порядок на трибунах будет обеспечивать полиция.
Вряд ли так же легко можно будет решить проблемы с другими забастовками. На днях о своих планах провести акции протеста заявили энергетики. Профсоюз служащих крупнейшей энергетической компании Eskom требует на 12% увеличить зарплаты, иначе грозит обесточить объекты чемпионата мира.
Андрей ВДОВИН