|
|
N°102, 16 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошо забытое новое
Президент спустил на воду первую атомную подлодку четвертого поколения
Вчера президент России Дмитрий Медведев посетил Северодвинск в Архангельской области, где принял участие в выводе из эллинга атомной подводной лодки, названной в честь этого города. По словам президента, АПЛ «Северодвинск» призвана усилить группировку подводных ракетоносцев российских ВМФ и способствовать укреплению оборонного потенциала России и ее позиций в Мировом океане.
Г-н Медведев подчеркнул, что «Северодвинск» -- первая многоцелевая подводная лодка четвертого поколения. «Очень символично и здорово, что она носит имя вашего прекрасного города», -- сказал президент, обращаясь к участникам собрания. Он напомнил, что начиная с 1939 года в Северодвинске было построено 128 атомных подводных лодок. «Фактически северодвинцы создали больше подводных атомоходов, чем на любой другой верфи мира», -- отметил г-н Медведев.
«Новый крейсер -- пример эффективной реализации сложного масштабного проекта, -- заявил верховный главнокомандующий. -- Конструкторы и рабочие предприятия блестяще справились с поставленной задачей, использовали самые передовые технологии судостроения».
АПЛ «Северодвинск» -- головной корабль проекта 885 «Ясень». Водоизмещение корабля составляет до 9,5 тыс. тонн, длина -- 120 м. АПЛ была спроектирована в морском бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге. Лодка была заложена на предприятии «Севмаш» в 1993 году. Вывод из эллинга на открытую площадку является предпоследним этапом строительства субмарины и означает высокую степень ее готовности. Длительный период строительства субмарины обусловлен не только экономическими трудностями, но и принципиально новыми архитектурными особенностями проекта и вооружением АПЛ. Эта подлодка несет мощный комплекс вооружения, при этом ее боекомплект может меняться в зависимости от поставленной задачи. АПЛ «Северодвинск» станет самой малошумной атомной субмариной в мире. Сегодня она не имеет аналогов не только в России, но и в мире.
«Несмотря на кризис, мы должны продолжать наши усилия, для того чтобы строить самые современные корабли, эта работа ведется в соответствии с госпрограммой вооружений», -- полагает г-н Медведев. Президент напомнил, что на прошедшем на минувшей неделе заседании Совета безопасности, посвященном судостроению, он поручил разработать единую программу развития военного и гражданского кораблестроения. Одним из направлений этой программы является создание кораблей того же класса, что и АПЛ «Северодвинск».
По словам президента, принимаемые правительством системные меры призваны дать импульс развитию судостроения, которое пришло в упадок в 1990-е годы. Сегодня верфи обязаны не только восстанавливать прежние, но и налаживать новые кооперационные цепочки. Способствовать реализации этой программы должно как рациональное расходование бюджетных средств, так и привлечение частных инвестиций, считает глава государства.
Г-н Медведев напомнил, что большинство крупных держав вкладывают солидные средства в наступательные и оборонительные системы. «Мы должны делать то же самое. Россия просто обязана провести эффективную модернизацию военно-морских сил. Мы должны активнее строить самые современные корабли», -- уверен президент.
«Больше ждать нельзя, несмотря на проблемы в экономическом развитии, несмотря на финансовый кризис. Эти программы должны реализовываться. Мы должны этим заниматься, естественно, таким образом, чтобы повышать конкурентоспособность наших программ, концентрировать ресурсы и кадры на самых приоритетных направлениях», -- подытожил президент.
С тем, что государство должно активно инвестировать в кораблестроение, согласны и независимые эксперты. «Что касается гражданских судов, то ситуация здесь далека от идеала. Ниша российских судостроителей на мировом рынке очень узкая. Это высокотехнологичные суда ледового класса -- преимущественно газовозы, предназначенные для транспортировки сжиженного газа из Арктики», -- сказал «Времени новостей» заместитель директора Центра АСТ Константин Макиенко.
В то же время со строительством военных кораблей дела обстоят принципиально иначе. Если судить по объему российского экспорта эсминцев, эскортных кораблей, фрегатов и подлодок, то можно сказать, что дела у нас идут очень даже неплохо. «Кроме того, существует особая сфера, находящаяся вне конкурентной среды. Это строительство атомных многоцелевых подводных лодок для стратегических сил ядерного сдерживания. В этой области Россия является одним из мировых лидеров», -- считает эксперт.
Что же касается АПЛ «Северодвинск», то, по словам эксперта, судить о ее достоинствах и недостатках пока рано. «Проект этой подлодки был могучий. На момент закладки это должна была быть одна из самых современных и мощных систем. Но трудно сказать, что из задуманного в конце концов удалось реализовать, а что было принесено в жертву ради удешевления проекта. Говорить об этом можно будет только после проведения всех испытаний», -- убежден г-н Макиенко.
Артем КОБЗЕВ