Время новостей
     N°102, 16 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2010
Ретроперспектива
Градостроительная политика Москвы будет основываться на нормативах прошлого века
Сразу после вступления в силу скандального генплана развития Москвы до 2025 года столичные чиновники продолжили переделку градостроительного законодательства под нужды стройкомплекса. Вчера правительство Москвы одобрило предложенный главным архитектором города Александром Кузьминым проект закона «О нормативах и правилах градостроительного проектирования», который регулирует, например, предельные показатели плотности улично-дорожной сети, жилищной и инфраструктурной застройки при разработке строительной документации. Главному архитектору, впрочем, предложено доработать этот документ перед внесением в городской парламент, однако уже сейчас ясно, что он обещает стать новым камнем преткновения в отношениях властей с москвичами. Согласия по содержанию законопроекта пока нет даже среди представителей мэрии.

Вчера чиновников Москомархитектуры подвергли критике их коллеги из контрольного комитета города. Как заявил первый заместитель руководителя «Москонтроля» Раис Ахмадеев, в законопроекте нет конкретных показателей предложений по улучшению качества жизни москвичей. Он сетовал на отсутствие в документе норм, закрепляющих гарантированное властью количество детских садов, школ, больниц, парковок и других инфраструктурных объектов в расчете на 1 тыс. жителей. «Это самый принципиальный недостаток документа», -- заявил г-н Ахмадеев. Представителей «Москонтроля» возмутило то, что проектировщики уместили показатели градостроительного развития социальной инфраструктуры города в одной таблице. «А ведь это показатель нашего отношения к жителям», -- напомнил г-н Ахмадеев.

Основные нормативные показатели и правила градостроительного проектирования Москомархитектура намерена отразить не в теле самого законопроекта, которому предстоит обсуждение в Мосгордуме, а в принимающихся кулуарно нормативно-правовых актах правительства Москвы. И в «Москонтроле» полагают, что это приведет к «низкой легитимности» и ненадежности социальных градостроительных норм. По словам Раиса Ахмадеева, представленный г-ном Кузьминым законопроект не только юридически неграмотен и вносится с большим опозданием (по его данным, именно на основе этого документа должны были разрабатываться правила землепользования и застройки, которые еще в прошлом году были приняты депутатами Мосгордумы в первом чтении), но и не учитывает специфику отдельных районов города. Законопроект, например, игнорирует «перенасыщенность» центра объектами общественно-деловой деятельности и дефицит озелененных территорий. «Проект закона сырой, и его необходимо дорабатывать», -- резюмировал г-н Ахмадеев.

О том, что в «стройной логике» градостроителей нет «четких показателей развития социальной сферы», заявила и отвечающая за социальную политику заместитель мэра Людмила Швецова. С критикой документа выступили также сразу несколько префектов. Глава Западного административного округа Юрий Алпатов считает, что разработчики новых норм и правил градостроительного проектирования отстали от жизни. По его данным, при разработке, например, ширины полос улично-дорожной сети (3,75 м) за основу были взяты показатели скорости движения на столичных магистралях 60-х годов прошлого века, когда машины могли двигаться по городу со скоростью до 100 км/час. «Сейчас, чтобы пропускная способность была выше, необходимо говорить о снижении скорости движения не более чем до 60 км/час», -- настаивал префект на сужении полос на столичных дорогах и организации линий спецпроезда для общественного транспорта.

Кроме того, окружным чиновникам показались излишними привилегии в размещении таких объектов городской инфраструктуры, как банки, загсы и похоронные бюро. Согласно законопроекту, эти учреждения должны размещаться в 15-минутной транспортной доступности от жилых домов, как и поликлиники и учреждения соцзащиты. В 300-метровой пешеходной доступности от жилья должны располагаться детские сады, в 500-метровой доступности -- школы, аптеки, спортплощадки, продуктовые магазины, а также комплексы бытового обслуживания. По мнению г-на Алпатова, руководители Москомархитектуры подменили четкий математический расчет обеспеченности населения теми или иными объектами инфраструктуры эфемерным понятием «доступность», «которое можно трактовать как угодно».

Однако руководитель проекта глава Москомархитектуры Александр Кузьмин в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заявил, что с замечаниями «Москонтроля» и других критиков не согласен и будет «добиваться, чтобы они не были учтены». «Когда мы говорим о гарантии качества жизни, мы даем минимум того, что необходимо, этот минимум должен быть как для жителя центра, так и для жителя периферии един», -- заявил г-н Кузьмин. По его словам, по возможности градостроители будут увеличивать нормативные показатели тех или иных объектов социальной инфраструктуры или организации парковых зон в различных районах Москвы.

Руководитель Москомархитектуры не скрывает: при подготовке законопроекта он и его единомышленники действительно ориентировались на градостроительные нормы прошлого века. По его словам, «социалистические нормативы были с человеческим лицом», и нынешние власти не «ставили задачу корежить то, что и так хорошо защищает комфорт граждан». «Это градостроительное ретроразвитие», -- обозначил главный архитектор Москвы направление, в котором намерена действовать команда Юрия Лужкова. Надо заметить, что сам градоначальник никакого внимания на заключение «Москонтроля» тоже не обратил. Судя по словам г-на Лужкова, в мэрии уверены, что после победы над оппонентами генплана другие «политические инсинуации» чиновникам уже не страшны.

Юлия ХОМЧЕНКО