На этой неделе в рамках Петербургского международного экономического форума состоится традиционная ежегодная церемония вручения премии "Глобальная энергия". На наш взгляд, подход к номинантам на эту престижную награду должен быть несколько изменен.
Проблема энергетики выходит на первый план. Не только с точки зрения удовлетворения насущных нужд, но и для самого существования человеческой цивилизации на земле. Технологии достигли уровня, позволяющего человеку вторгаться в системы, которые находились под тщательной охраной самой природы, будь то запасы нефти под дном океана (отделенные от самого океана базальтовым слоем, так что никаких утечек не происходило миллионы лет) или геном. Неосторожность или недальновидность при нарушении любого из табу природы может привести к катастрофе. Не только локальной или региональной (
как в Мексиканском заливе), но и в масштабах человечества. Эра прогресса (под которым понимается усовершенствование технологий как главного приоритета человечества) должна смениться эрой гармонизации и ответственности.
Сказанное, в частности, относится к обеспечению человечества энергией. Сжигание углеводородов не только пагубно для окружающей среды. Оно не может продолжаться до бесконечности, так как запасы нефти конечны.
Какие альтернативы для обеспечения энергией есть у человечества? Создание термоядерной энергетики проблематично. Сжигание нефти и газа не только имеет предел, но крайне рискованно и для экологии, и с точки зрения катастроф. В этих условиях особую актуальность представляет развитие биоэнергетики, подобной той, которая существует в живой природе, в которой универсальным биологическим топливом является глюкоза и продукты ее ферментативного преобразования и разложения.
Премия "Глобальная энергия" не должна игнорировать успехи биоэнергетики и создание глобальной биоэнергетики как стратегической задачи цивилизации. Представляется странным, что глобальная энергетика в настоящее время понимается неадекватно и даже неверно во всем мире, включая Россию. Судите сами. Премия "Глобальная энергия" учреждена на высшем государственном уровне, задумана в том же масштабе, как Нобелевская, и примерно с таким же премиальным фондом. Прекрасное начинание. Вот только странно, что присуждается она исключительно за достижения физиков. При этом за достижения промежуточные, какими являются премии, выданные, в частности, за работы на пути к регулируемому термоядерному синтезу, а не за сам термояд. Это все равно что давать премии за создание, скажем, фюзеляжа самолета, который пока еще не взлетел.
Между тем энергия в биоценозе всего живого, начинающаяся с фотосинтеза, является гораздо более глобальной, чем все электростанции вместе взятые. И достижения мирового научного сообщества в области биоэнергетики намного более впечатляющи, чем, скажем, в осуществлении управляемой термоядерной реакции, которая остается недостижимой десятки лет, несмотря на все усилия.
Очевидно, что в оргкомитет премии и в экспертный совет "Глобальной энергии" наряду с физиками должны быть введены специалисты по биоэнергетике, фотосинтезу и другим смежным областям. При этом пропорция физиков и биологов (в самом широком смысле этого слова: от биотехнологов до энзимологов, молекулярных биологов, специалистов по фотосинтезу и других) должна быть как минимум fifty-fifty. Это не только придаст премии новые импульс и престиж. Это совершенно необходимо с научной точки зрения, и даже с точки зрения здравого смысла.
Связь биотехнологий, в частности биоэнергетики и глюконики с нанотехнологиями, также должна быть адекватно осмыслена и воплощена. При этом ключевое внимание должно быть уделено фотосинтезу и его состыковке с биологическими процессами in techno. Напомним, что биомолекулы и большинство клеточных макромолекулярных комплексов имеют именно наномасштабы. Конечно, техническое воплощение альтервитальной энергетики (от латинского altera vitae, "другая жизнь") не является простой задачей. Однако правильное направление и распределение ресурсов для решения этой проблемы и целенаправленные усилия индустриально развитых стран могут дать нужный всему человечеству результат -- создание глобальной энергосистемы, построенной на принципах, существующих в мире живого.
Включение проекта "Глобальная биоэнергетика" в программу научно-технологического сотрудничества между США и Россией также представляется правильным и своевременным. Столь же адекватной масштабу задач, встающих перед человечеством, был бы запуск международной программы Global Humanity Defence Initiative, которая анализировала бы глобальные угрозы человечеству и находила средства защиты от них (например, борьба с энергетическим кризисом, преодоление катастроф типа возникшей в Мексиканском заливе согласованными усилиями мирового сообщества, создание всемирной системы предупреждения о цунами и землетрясениях и других). Если инициатором такой программы выступит Российская Федерация или одновременно Россия и США, это будет колоссальным вкладом в безопасность и процветание человечества.
Владимир ШУВАЛОВ, директор Института фундаментальных проблем биологии Российской академии наук, академик РАН,
Юрий МАГАРШАК, президент Международного комитета интеллектуального сотрудничества, профессор